Петербургская компания поставит мурманским рыболовам рыбофабрики собственного производства
Проект рассчитан на импортозамещение оборудования, которое ранее выпускалось в ЕвропеПетербургская компания «Морские комплексные системы» (МКС) 17 сентября в рамах Seafood Expo Russia подписала в Петербурге соглашения с мурманской рыболовецкой компанией ООО «Мурманскфишпродактс» и судостроительной верфью из Ленинградской области ООО «Судостроительный завод «Ростр». Оба соглашения связаны с долгосрочными поставками оборудования рыбофабрик, которые будут установлены на расположенных на берегу Баренцева моря рыбоперерабатыващих комплексах «Мурманскфишпродактса», а также на рыболовном траулере «Солигорск», который «Ростр» строит по заказу мурманской компании (был спущен на воду в Новой Ладоге в ноябре 2022 г.). МКС стала первой в России компанией, заявившей об импортозамещении рыбоперерабатывающего оборудования, которое до введения международных санкций закупалось в Европе, рассказал изданию первый заместитель генерального директора Лев Засыпко.
«Оборудование для рыбофабрик сконструировано таким образом, что его можно устанавливать как на заводах, работающих на суше, так и на рыбофабрики, вмонтированные в трюмы промысловых судов. Поэтому мы и подписали соглашения с компаниями, имеющими производственные мощности обоих типов. Речь идет про оборудование для переработки белых сортов рыбы – трески, пикши, скумбрии, ставриды, палтуса и хека – в охлажденную или мороженую продукцию, потрошенную, без головы и об упаковке ее в транспортную или потребительскую тару», – сообщил собеседник издания.
По его словам, предполагаемая сумма контракта на оснащение «Солигорска» оценивается в 250 млн руб. Стоимость поставки оборудования для береговых комплексов «Мурманскфишпродактса» он не раскрыл.
Что известно об ООО «МКС»
ООО «Морские комплексные системы» зарегистрировано в Петербурге в 1992 г. Согласно базе данных СПАРК, основной профиль компании – строительство кораблей, судов и плавучих конструкций, уставный капитал – 1,6 млн руб. 50% долей принадлежит генеральному директору Павлу Зубкову, 31% – АО «Инвестиции и консалтинг», 19% – ООО «Капитал-Инвест». Обе компании зарегистрированы в Татарстане, бенефициаром «Капитал-Инвеста» является генеральный директор АО «Холдинговая компания «Ак Барс» Иван Егоров. Финансовые результаты МКС за последние годы в СПАРКе не раскрываются.
Выпуск оборудования для рыбофабрик планируется начать в 2025 г. Производственная площадка компании расположена в поселке Рощино Выборгского района Ленинградской области, там сейчас достраивается испытательный центр для нового оборудования. В середине лета на площадке началась сборка первой малой рыбофабрики, предназначенной для установки на морских судах промыслового флота. Ее производительность – 15 т готовой продукции в сутки, габаритные размеры – 18,7 м в длину и 8,5 м в ширину. Собранное в единую технологическую линию оборудование планируется испытывать в испытательном центре в условиях, характерных для реального морского промысла – при высоких и низких температурах, качке и воздействии соленой воды.
МКС занялись импортозамещением рыбофабрик после того, как в конце октября 2022 г. Минпромторг принял решение о выделении компании субсидии в размере 1,93 млрд для реализации шести реинжиниринговых проектов по запуску серийного производства комплектующего оборудования для рыбопромысловых судов: компрессорно-конденсаторных агрегатов трюмных холодильных машин, рыбофабрик, рыбомучных установок, элеваторов для транспортировки рыбопродукции, морских измельчителей отходов, оборудования для RSW-танков и др.
Всего на импортозамещение судового комплектующего оборудования Минпромторг выделил тогда 18,4 млрд руб. Министерство заключило соглашения по реализации 66 комплексных проектов с 36 компаниями – получателями субсидий. 14 из них находятся в Петербурге, три – в Ленинградской области. На эти 17 компаний в общей сложности пришлась половина всех выделенных денег – 9,6 млрд руб. «Морские комплексные системы» стали получателем самой крупной субсидии.
Оборудование, которое МКС планирует поставлять для рыбопромысловых компаний, – продукт реверсного инжиниринга аналогичного оборудования ведущих мировых брендов этого профиля – норвежских компаний Optimar и Bjordal. Для полного воспроизводства машин рыбофабрик МКС создали инжиниринговый центр, сотрудники которого на протяжении последнего года скопировали, воспроизвели в чертежах и 3D-моделях, а также частично усовершенствовали ряд элементов рыбофабрик упомянутых производителей.
По мнению руководителя правового департамента военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (одно из основных направлений – судостроение) Марины Ведмук, в перспективе, после снятия санкций против России, могут возникнуть споры о правомерности использования интеллектуальной собственности, зарегистрированной за границей иностранными компаниями.
«Импортозамещение предполагает повторение уже созданного кем-то изобретения, однако вновь созданные чертежи и документы, если на изобретение нет патента, не являются охраноспособными. Иначе говоря, импортозамещенный товар изготавливается уже по другим документам и чертежам – не по тем, что были у прототипа. Это обстоятельство может существенно осложнить положение иностранных организаций, которые в будущем захотят предъявить судебные претензии импортозаместившим их продукцию российским компаниям…» – говорит эксперт.
По мнению партнера юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александра Арбузова, если какой-либо иностранный производитель не может или не хочет поставлять товары в Россию, то вряд ли найдутся юридические препятствия для производства их аналогов здесь. «Иначе обстоит дело с какими-то сложными деталями, являющимися составными частями комплексных объектов. Тут нужно смотреть на конкретную ситуацию. Не исключено, что такие детали юридически не заточены на работу с компонентами от конкретных производителей. Внедрение инородных деталей может поставить под вопрос соблюдение договоренностей с этими производителями и другими поставщиками деталей для соответствующих изделий. Скажем, установив нерекомендованную запчасть в автомобиле, вы рискуете лишиться гарантии на него в целом…» – говорит юрист.