Участники рынка оценили последствия запрета на работу мигрантов в такси Петербурга

Мигранты могут уйти работать «в тень», а стоимость поездки – вырасти пропорционально оттоку водителей
Запрет фактически будет действовать около двух месяцев для граждан Узбекистана, Таджикистана и ряда других государств
Запрет фактически будет действовать около двух месяцев для граждан Узбекистана, Таджикистана и ряда других государств / Алексей Орлов / Ведомости

Запрет на работу мигрантов с патентами в сфере такси в Санкт-Петербурге может привести к дальнейшему увеличению стоимости поездки пропорционально оттоку таких водителей, так как россияне не идут массово работать в эту сферу, считают опрошенные «Ведомостями» участники рынка.

Напомним, 28 июля губернатор Петербурга Александр Беглов подписал постановление о введении запрета на привлечение к работе мигрантов с патентами в сфере «легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем» (код ОКВЭД 49.32). Ограничения вступят через три месяца и продлятся до конца года, таким образом запрет фактически будет действовать около двух месяцев, если его не продлят на более длительный срок. Стоит отметить, что по патентам в Петербурге в такси работают, например, граждане Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и т.д. Жители стран ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) могут работать в России без патентов.

По данным ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, в I полугодии 2025 г. было оформлено порядка 3800 патентов по профессии водитель. Городской комитет по транспорту ранее уточнял, что всего в за I полугодие 2025 г. разрешение на перевозку пассажиров и багажа получили 2265 перевозчиков, из которых 1910 – самозанятые, 343 индивидуальных предпринимателя и 12 юрлиц, а в реестр легковых такси внесены данные о 11 192 автомобилей.

Представитель Общественного совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Белов уточнил, что в сфере такси в Петербурге работает до 50% мигрантов, но сколько из них работает именно по патентам – точно неизвестно. «Это означает, что с рынка такси могут уйти до 50% водителей. Что неминуемо приведет к росту стоимости поездки в полтора-два раза. При этом дефицит таксистов уже сейчас составляет 30%, россияне массово не идут сюда работать из-за невысоких доходов», – прокомментировал Белов.

Ранее в «Яндекс Такси» сообщали, что на 1 июля в Петербурге и Ленобласти стоимость такси в годовом выражении выросла на 18%, поэтому средняя стоимость минуты поездки выросла с 26 до 30 руб.

По мнению Белова, такие ограничения также приведут к тому, что мигранты уйдут работать в «тень».  Например, уже сейчас можно наблюдать скопления нелегальных таксистов около станций метро, торговых центров и других мест с высокой проходимостью людей.

Вместе с этим существует риск и для соседних с Петербургом регионов, объяснял в июле спикер заксобрания Александр Бельский. По его словам, Северная столица при введении запрета на работу иностранцев в такси станет «пылесосом» для Ленинградской, Новгородской и Псковской областей.

Операционный директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Даниил Курашев рассказал, что с учетом постоянного ужесточения законодательства в сфере такси с сентября 2023 г. с рынка уже ушло более 50% исполнителей, в том числе большинство мигрантов с патентами. «Вышеуказанное постановление вряд ли существенно поменяет что-то, мигранты давно работают в различных службах доставки, а не в такси», – прокомментировал он, добавив, что ситуация ухудшается после вступления в силу 580-ФЗ.

Напомним, что федеральный закон, вступивший в силу в сентябре 2023 г., определил, кто может работать в такси: самозанятые, ИП и сотрудники по найму. Компании обязали получать разрешение на работу в такси, водителей – пройти аттестацию, а также наличие ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Кроме того, к автомобилям установлены требования по внешнему виду – белый цвет с желтой светоотражающей полосой в Петербурге и Ленобласти.

Курашев обозначил, что другая проблема рынка такси – нерентабельность автомобилей из-за высоких лизинговых платежей. «Множество автомобилей стоят в простое и генерят убыток, поскольку в текущих рыночных условиях спроса на них нет. У участников рынка практически нет возможности выводить машины на окупаемость с текущими лизинговыми ставками, в свою очередь лизинговые компании уже изъяли множество автомобилей и реализовать их вновь является затруднительным», — прокомментировал он, добавив, что дальнейшее «закручивание гаек» с принятием новых ограничений все сильнее будет ухудшать положение как для клиентов, так и для таксопарков и агрегаторов.

Белов добавил, что ситуация в сфере такси также продолжит ухудшаться из-за новых требований к использованию отечественных автомобилей. Новый федеральный закон об использовании локализованных в России машин в такси вступит в силу с 1 марта 2026 г., он обязывает таксопарки перейти на российские машины. «Закон о локализации и так сильно ударит по такси, пассажиры и водители не захотят ездить на отечественных авто. Сфера такси находится в подвешенном состоянии, поэтому ограничения для мигрантов – несвоевременны», — считает он.

Представитель сервиса «Максим» рассказал, что для компании проблема не так актуальна, так как сотрудничество ведется с самозанятыми с личными автомобилями. «Идея инициативы понятна, но существуют и экономические законы. Уменьшение количества водителей приведет к увеличению стоимости поездок и времени ожидания автомобилей для пассажиров», – прокомментировал представитель компании.

По его словам, заменить мигрантов в такси можно, но для этого необходимо устранять административные барьеры: упрощать правила и требования, дифференцировать регулирование для таксопарков и физлиц.

«Ведомости» также направили запрос в «Яндекс такси», но на момент публикации в компании на него не ответили.