НЭО продолжает искать потребителей для RDF-топлива

Российские цементные заводы испытывают трудности и не могут обеспечить на него устойчивый спрос
В марте 2026 г. в Выборгском районе Ленинградской области ожидается запуск КПО «Островский»
В марте 2026 г. в Выборгском районе Ленинградской области ожидается запуск КПО «Островский» / Пресс-служба правительства Санкт-Петербурга

АО «Невский экологический оператор» (НЭО) продолжает искать рынок сбыта для RDF-топлива,  выпускаемого комплексом по переработке отходов «Волхонка» в Санкт-Петербурге. По данным оператора, комплекс может выпускать до 120 000 т альтернативного топлива в год. Поставки уже осуществляются на цементный завод холдинга «Цемрос» в городе Сланцы Ленинградской области. Однако в ответ на запрос издания в НЭО не смогли назвать планируемый объем поставок на 2026 г. Опрошенные изданием эксперты отмечают, что рынок RDF так и не сформировался, а сложности связаны с тяжелым положением цементной отрасли, которая сегодня является ключевым потребителем RDF. 

Напомним, на сегодняшний день в Петербурге работает один комплекс по переработке отходов, принадлежащий «Невскому экологическому оператору», который уже способен производить RDF-топливо в промышленном масштабе – это КПО «Волхонка» с мощностью переработки 600 000 т твердых коммунальных отходов (ТКО) в год. Технология, которая применяется на КПО, позволяет производить до 20% RDF-топлива из общего потока ТКО – то есть около 120 000 т. 

Что такое RDF

RDF (Refuse Derived Fuel) – это альтернативный вид топлива, который получают из отходов – бытовых и промышленных. Используется преимущественно в качестве источника энергии на цементных заводах в печах, где требуется поддержание температур около 2000°С.

Помимо этого в марте 2026 г. в Выборгском районе Ленинградской области ожидается запуск еще одного КПО, принадлежащего петербургскому оператору – «Островский». Его мощность также оценивается в 600 000 т в год. Оба КПО вместе будут способны производить до 240 000 т RDF-топлива в год, говорила в сентябре 2024 г. генеральный директор НЭО Екатерина Горшкова. 

Кому нужно топливо из отходов

По данным пресс-службы НЭО, основную часть производимого на КПО «Волхонка» топлива готов принять цементный завод в городе Сланцы в Ленинградской области. Как ранее сообщало издание, речь идет о Петербургском филиале АО «Цемрос» (ранее «Евроцемент груп»). На основании контракта, заключенного между оператором и заводом, поставки RDF-топлива осуществляются на регулярной основе, подчеркнули в компании. Но сколько в реальности RDF было поставлено на завод в 2025 г. и какие объемы планируются на этот год – в НЭО не раскрывают. 

Кроме того, перед оператором остро встает вопрос сбыта продукции уже с нового, готовящегося ко вводу комплекса. «Учитывая завершение строительства КПО «Островский», на котором также предполагается производство RDF-топлива, были проведены переговоры и осуществлены пробные поставки на цементные заводы в Тульской, Рязанской, Калужской и Московской областях. Эти предприятия готовы принимать RDF-топливо, но объемы поставок зависят не только от возможности цементных заводов принять этот вид топлива, но и от поддержки на федеральном и региональном уровне, например, в части компенсации затрат на логистические расходы», – прокомментировал представитель НЭО. 

Холдинг «Цемрос» еще в 2024 г. сообщал о планах внедрить на Петербургском филиале в Сланцах систему по использованию RDF-топлива. В июне 2024 г. в компании заявляли, что предприятие сможет принимать до 30 000 т альтернативного топлива в год с возможным наращиванием объема до 100 000 т. Тогда же в «Цемросе» уточняли, что рассчитывают на поставки RDF-топлива от региональных операторов Санкт-Петербурга и Ленобласти – НЭО и «УК по обращению с отходами Ленинградской области» (УКООЛО). Но в компании не ответили на вопросы издания о том, сколько RDF было использовано в 2025 г. и в каком объеме завод готов принять топливо в этом году. По данным источника, близкого к отрасли, сейчас предприятие находится на ремонте.

В феврале прошлого года Российский экологический оператор (РЭО) сообщал, что 25 цементных заводов подтвердили готовность обеспечить использование RDF-топлива. В том числе в список вошли шесть заводов AO «Цемрос» и два завода ООО «ХайдельбергЦемент Рус» (в Ленобласти работает входящий в него цементный завод «Цесла», редакция направила компании запрос). На тот момент в РЭО оценивали годовую мощность производств RDF в России в 508 000 т, а потенциальные объемы потребления цементными предприятиями – в 1,5 млн т.

Однако в прошлом году производители цемента столкнулись с серьезными трудностями из-за падения строительного рынка и роста импорта, одним из наиболее пострадавших стал холдинг «Цемрос». В середине 2025 г. он принял решение о временной приостановке деятельности филиала «Белгородский цемент». Кроме этого, в 2025 г. была проведена поэтапная консервация предприятия «Ульяновскцемент», а Липецкий филиал был переведен на ограниченный режим производства. В начале этого года директор департамента маркетинга и стратегического анализа холдинга Денис Усольцев сообщал, что окончательное решение по работе остальных производств холдинга будет приниматься в зависимости от движения спроса на цемент и прочих факторов. 

Почему выпускать RDF стало невыгодно

Опрошенные изданием эксперты соглашаются, что текущую ситуацию по сбыту RDF-топлива осложняют проблемы на цементном рынке, так как цементные заводы являются основными потребителями RDF. По словам руководителя проектов практики «Инжиниринг» компании Strategy Partners Дмитрия Арестова, спрос и выпуск цемента в России в 2025 г. снизились. Отраслевые объединения фиксировали спад потребления по итогам 2025 г. примерно на уровне 9% к 2024 г., а на 2026 г. в публичном поле звучали ожидания дальнейшего снижения, добавил он. Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким отметил, что решения холдинга «Цемрос» о приостановке работы трех заводов в 2025 г. являются ярким признаком глубокого структурного кризиса, охватившего цементную отрасль на фоне сокращения строительной активности. В результате роста инфляции и обострения конкуренции предприятия вынуждены консервировать избыточные мощности. Этот спад напрямую угрожает производителям RDF-топлива, считает он.

«Технологически именно цементное производство идеально подходит для сжигания RDF благодаря высоким температурам (свыше 1500°C) в печах, что обеспечивают безопасность утилизации без превышения экологических нормативов. Поэтому именно цементная промышленность исторически была основным и практически безальтернативным потребителем RDF-топлива в России. Для производителей RDF-топлива сокращение активности цементных заводов создает прямую угрозу», – подчеркнул Аким.

По его мнению, в условиях экономического кризиса RDF стало экономически неэффективно для производителей, особенно в условиях растущих логистических издержек. В такой ситуации транспортировка топлива с низкой теплотворной способностью и высокой влажности на значительные расстояния до немногих работающих цементных заводов сводит на нет потенциальную выгоду. Решение этой задачи лежит в технологической плоскости, отмечает он.

Арестов добавляет, что в ситуации низкого спроса производители RDF могут столкнуться, прежде всего, с риском разрыва между выпуском топлива и фактическим спросом. «Для КПО это означает повышенный риск провалов сбыта RDF и необходимость работать по двум направлениям одновременно: удерживать цементный канал там, где он сохраняется, и параллельно пробивать новые контуры потребления, где спрос упирается в модернизацию и регуляторику, а не только в цену топлива», – отмечает он.

Альтернативные рынки сбыта

По словам экспертов, помимо цементных заводов среди потенциальных потребителей RDF-топлива можно отметить отрасль металлургии. Также обсуждается возможность использования альтернативного топлива в коммунальной энергетике, в частности, для котельных. Однако изначально этот сегмент не приспособлен к такому виду топлива, а переход к нему требует технических решений, разрешительной работы и контроля выбросов. Заместитель генерального директора «Института проектирования, экологии и гигиены» Леонид Шимарек отмечает, что переориентация на металлургическую отрасль не совсем актуальный сценарий для КПО Петербурга и Ленобласти ввиду географического положения. 

По словам Акима, доступ к новым рынкам, менее зависимым от конъюнктуры строительного сектора, для RDF возможен только при повышении качества топлива. Так, например, коммунальная энергетика предъявляет жесткие требования к стабильности топлива и его энергоемкости. «Только топливо с гарантированными параметрами по влажности, составу и теплотворной способности может интегрироваться в технологические цепочки этих отраслей, обеспечив стабильный долгосрочный спрос. Таким образом, переориентация на новые рынки невозможна без предварительного глубокого изменения самого продукта», – отмечает он. 

Арестов считает, что самый прямой сценарий повышения спроса на RDF – восстановление спроса на цемент и возврат заводов к более высокой загрузке, потому что именно цементные печи сегодня остаются ключевым индустриальным каналом потребления. Аким подтверждает, что оживление спроса со стороны цементной отрасли в среднесрочной перспективе, возможное при оживлении строительства, может вернуть рынку объем, но не снимет вопрос конкурентоспособности. При этом устойчивый спрос на RDF-топливо возобновится при условии, если рынку будет предложен принципиально новый, технологичный и экономически эффективный продукт.

При этом Шимарек отметил, что в случае, если спрос на RDF не вырастет и рынки сбыта так и не будет найдены, то КПО вынуждены будут заниматься накоплением произведенного объема. »Здесь все будет зависеть от территориальных возможностей объекта, то есть от того, есть ли у него соответствующие площади для хранения этой фракции. В худшем случае произведенная фракция вынуждена будет пойти на захоронение на полигоне, потому что она просто не получила потребителя», – резюмировал он.