Сергей Серебряков: «Мы сократили производство тракторов из-за падения цен на пшеницу»
Гендиректор Кировского завода – о планах развития тракторного производства в ПетербургеПосле введения санкций в 2022 г. входящий в ГК «Кировский завод» Петербургский тракторный завод перенаправил экспорт на внутренний рынок, а также в страны ближнего зарубежья. Саммит «Россия–Африка» дал новый импульс в поставках техники новым партнерам из дружественных стран, но в целом объемы производства пришлось сократить. В интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» генеральный директор ГК «Кировский завод» Сергей Серебряков рассказал, как развивается предприятие в новых экономических реалиях, и с какими трудностями столкнулось производство сельскохозяйственной и дорожной техники.
– В прошлом году Петербургский тракторный завод (ПТЗ) поставил рекорд по выпуску тракторов, было произведено около 4300 единиц. Как поменялись объемы производства в этом году?
– В этом году объемы производства будут ниже. Последние годы предприятие постоянно наращивало объемы выпуска к уровню предыдущего периода. У нас каждый год был рекордным. Однако в этом году выпустим примерно 3500–3700 машин всех видов: сельскохозяйственной и строительно-дорожной техники.
Мы сократили производство из-за падения цен на пшеницу. Рынок сельскохозяйственной техники всегда реагирует на цены на зерно, а они снизились относительно прошлого года. Доходы аграриев упали. А это привело к снижению спроса на сельхозтехнику.
О компании
В ПАО «Кировский завод» входит 12 разных предприятий, включая Петербургский тракторный завод. По данным «Спарк-Интерфакс», в 2021 г. выручка групп компаний от продажи составила 2,79 млрд руб., а чистая прибыль – 798,8 млн руб., в 2022 г. выручка снизилась до 2,61 млрд руб., а чистая прибыль сократилась до -1,8 млрд руб.
– В какие регионы России вы сейчас осуществляете самые крупные поставки?
– Наше предприятие сотрудничает со всеми регионами, где применяют сельскохозяйственную технику. Сотрудничество ведется с тысячами компаний, не хотел бы выделять какие-то конкретные фирмы. Добавлю, что все крупные агрохолдинги являются нашими потребителями.
Например, тракторы К-7 применяют в регионах, где очень крупные контуры полей. В то время как К-5 подходят для средних и маленьких контуров полей. Это особенности агротехнологических решений, которые необходимо учитывать сельхозтоваропроизводителям.
– В прошлом году вы говорили, что североамериканский и европейский рынки занимали порядка 20% от общего объема экспорта ПТЗ. Куда был переориентирован этот экспорт, в какие страны?
– Да, на европейский и американский рынки мы больше не поставляем технику. Нужно понимать, что ушел и импорт в Россию с их стороны. И те российские компании, которые приобретали зарубежную технику, начали покупать отечественную. Аналогичная ситуация произошла в Белоруссии. Теперь тракторы идут на внутренний рынок, Белоруссия и Казахстан сегодня крупнейшие наши покупатели. В этом году они уже купили 40 и 122 тракторов, соответственно.
Мы также ищем новых партнеров в Африке и Азии, делаем первые шаги в этих направлениях. Стоит отметить, что Европа и Америка были платежеспособными рынками, что позволяло повышать уровень качества машин и тестировать свои новые решения. А открыть новый рынок сбыта – непростая задача. Необходимо организовывать демонстрацию техники, обучать механизаторов и адаптировать машины под регион с учетом климатических особенностей, а также налаживать сервисное обслуживание.
Что касается Африки, то компания успешно провела переговоры с Эфиопией, уже в начале года начались поставки первых машин для аграриев этой страны. На завод также приезжала делегация из Южного Судана, сейчас продолжаются переговоры, мы с ними находимся в постоянном контакте. Также отлажено сотрудничество с Южно-Африканской Республикой, в эту страну идет экспорт строительно-дорожной техники. В этой связи саммит «Россия–Африка», проходивший в Петербурге, поспособствовал появлению новых потенциальных партнеров для нас.
Также мы налаживаем сотрудничество с Азией. Но в Азии не востребованы большие машины из-за особенностей сельского хозяйства. Поэтому мы ведем работу по строительно-дорожному направлению. Например, нашу технику можно использовать на горно-обогатительных комбинатах. Но в Азии высокая конкуренция, там присутствуют все мировые игроки, выйти на этот рынок будет непросто.
– Кировский завод попал под американские санкции. Как это отразилось на деятельности предприятия?
– Надо понимать, что рисков, которые могли бы привести к серьезному ущербу для завода, нет. Мы не боимся санкций, и это не бравада, а реальное положение дел.
В следующем году в России будут праздновать столетие тракторостроения, поэтому с локализацией техники у нас проблем нет. Конечно, и в России, и в Белоруссии есть «белые пятна» в производстве отдельных компонентов, прежде всего это гидравлика, а также некоторые элементы микроэлектроники. Но при поддержке партнеров в России и Белоруссии были запущены необходимые производства недостающих компонентов.
Конечно, определенные сложности есть с обслуживанием оборудования и станков. На заводе большой парк зарубежных станков. Но мы постепенно замещаем их станками из России, Белоруссии и дружественных стран.
– В этом году Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск «дочки» Bosch к ПТЗ и взыскал с петербургского производителя в пользу «Бош Рексрот» около 3,5 млн евро. Есть ли шанс вернуть эти деньги обратно?
– Решение суда – болезненный вопрос. Германия объявила санкции, ведет недружественную политику в отношении России и оказывает Украине военно-техническую помощь. В это время российские суды встают на сторону немецкой компании. Не думаю, что российская компания могла бы выиграть сегодня суд в Германии, если бы она бросила немецкого партнера и нанесла ей и местным потребителям материальный ущерб.
А Bosch перестала поставлять нам элементы гидравлики, что нанесло нам ущерб. Пришлось проводить мероприятия для решения вопросов с сервисом и гарантиями для наших клиентов. Завод не может бросить аграриев, которые купили тракторы с гарантийным обслуживанием.
Чтобы вернуть эти деньги, Кировский завод подал встречный иск по поводу гарантийных обязательств на сумму, равную сумме иска Bosch. В иске разложены затраты и претензии к Bosch за издержки, которые понесло предприятие. Суд состоится 18 октября.
– На заводе разрабатываются тракторы с системой автопилотирования. На каком этапе находится реализация этого проекта? Началось ли серийное производство?
- Этот проект разрабатывался много лет совместно с Cognitive Pilot и другими производителями микроэлектроники. В нашем тракторе уже автоматизированы системы управления коробки передач, двигатель, рулевое управление, тормозная и гидравлическая системы. В этом году начался выпуск крупной опытно-промышленной партии. Отмечу, что расширения производства для этого не потребовалось.
Каждый месяц выпускается несколько десятков машин с системами автопилотирования. В этом году выпустим порядка 100 машин, 200 тракторов уже оборудованы этими системами, их ставят на эксплуатирующиеся машины. Пока мы называем это опытно-промышленной партией. Если мы все сделали верно, то это будет стандартное решение для всех машин. Но это уже вопрос следующего года. Весной 2024 г. мы планируем выйти на более масштабное производство, и уже около половины всех машин или даже больше будут с системами автопилотирования.
Такие тракторы нужны сегодня всем компаниям. Необходимы системы, которые могут взять часть функций человека на себя. Все-таки в сельском хозяйстве есть кадровые проблемы, а современные технологии позволяют облегчить труд человека и направить его внимание на более сложные вопросы эксплуатации машины.
Тракторы с системами автопилотирования пока будут поставляться только российским покупателям. Об экспорте пока речи нет. Наша цель – изменить технологический опыт эксплуатации машин на земле, перевести механизацию села в новое качество и повысить эффективность сельского хозяйства нашей страны. Так мы вносим вклад в развитие сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности.
– Ранее также было анонсировано производство коммунально-хозяйственной техники для нужд Санкт-Петербурга. На каком этапе находится реализация проекта?
– Работы по этому направлению еще ведутся. Необходимо понимать, что с момента постановки технической задачи до момента выхода в серию в нашей отрасли проходит 5 лет.
Сейчас работы ведутся по фронтальному погрузчику и грейдеру. Если говорим про грейдер, то он находится в условиях эксплуатации, компании в сфере дорожного строительства уже испытывают машины и дают нам соответствующие замечания. Когда машины пройдут все этапы – от создания до испытаний и сертификации, мы предложим их городу.
– На выставке «Агрорусь» был анонсирован трактор специально для Ленинградской области. В чем его особенность? Есть ли аналогичные заказы со стороны других российских регионов?
– Что касается Ленинградской области, то речь идет о тракторе К-5, который сможет работать на заготовке кормов. Поставлять его планируем животноводческим предприятиям. Ленинградская область – ведущий регион в этой сфере. Однако контуры полей достаточно маленькие, поэтому нужна адаптация техники для того, чтобы она была маневренной, мобильной и более универсальной с возможностью движения по дорогам общего пользования.
С точки зрения инженерных решений речь идет о косилке, которая будет заниматься заготовкой сена, изменением подвески и тормозной системы для движения с более высокими скоростями по дорогам с загруженными прицепами. Тракторы смогут работать на посеве, на вспашке, зимой убирать снег и т. д.
Такая машина уже создана, она находится в системе тестирования. Необходимо провести все испытания, цикл сертификации, а уже потом ее предложим потребителям. Речь идет о поставках сотен таких машин для предприятий Ленобласти, а по стоимости разницы от обычной версии не будет. Отмечу, что все машины К-5 будут переведены на этот концепт. Такое технологическое решение можно будет предложить всем регионам, где развивается животноводство.