Ленобласть вдвое увеличила государственный долг

Размер долговых обязательств региона вырос с 6,5 до 12,7 млрд руб.
Госдолг региона к концу текущего года может вырасти до 21,772 млрд руб. /Администрация Ленинградской области

Государственный долг Ленинградской области за четыре месяца с начала 2023 г. вырос почти в 2 раза – с 6,5 до 12,7 млрд руб., следует из выписки из Государственной долговой книги региона. Рост госдолга может продолжиться: власти не исключают его увеличения к концу 2025 г. почти до 24,5 млрд руб.

В этом году увеличение госдолга произошло за счет привлечения двух новых займов. В марте власти взяли 324 млн руб. на 15 лет в виде бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Как пояснили «Ведомостям» в пресс-службе администрации региона, это транш инфраструктурного бюджетного кредита (ИБК), одобренного в прошлом году на дорожные проекты региона. Напомним, в Ленобласти с привлечением ИБК будут реализованы четыре проекта. Это строительство подъезда к ТПУ «Кудрово» (стоимость 4 млрд руб.), соединение КАД и автодороги Санкт-Петербург–Матокса (4,4 млрд руб.), реконструкция дороги Петербург–Колтуши во Всеволожском районе (2,5 млрд руб.) и создание инженерной инфраструктуры к ЖК «Ржевский парк» (626 млн руб.).

Кроме того, в апреле область привлекала 5,86 млрд руб. в виде бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. Ранее «Ведомости» писали, что кредит взяли для того, чтобы избежать кассового разрыва – временной нехватки денег на погашение обязательных расходов. Как отмечал губернатор региона Александр Дрозденко на мартовском совещании правительства, регион приблизился к финансовым границам, которые могут не позволить осуществить текущие обязательства. Этот кредит область рассчитывает вернуть уже 20 декабря этого года.

В то же время власти не исключают, что увеличение госдолга в ближайшие три года будет продолжаться. Так, согласно «Основным направлениям бюджетной и налоговой политики Ленинградской области на 2023–2025 годы» в этот период область продолжит брать инфраструктурные кредиты. В 2023 г. планируется в общей сложности прилечь 4,758 млрд руб., в 2024 году – 1,626 млрд руб., в 2025 г.  – 1,2 млрд руб. (ИБК предоставляются на 15 лет под 3% годовых).

За счет всех видов заимствований госдолг региона к концу текущего года может вырасти до 21,772 млрд руб., а к концу 2025 г. – до 24,473 млрд руб. При этом объем госдолга может составить в 2023 г. до 14,2% от суммы доходов областного бюджета (на 2023 г. они запланированы в размере 171,8 млрд руб.), а в 2024–2025 гг. – до 15,2%. В то же время одним из основных условий реструктуризации кредитов для региона является ограничение объема госдолга (без учета ИБК) – не более 9% от суммы доходов областного бюджета.

Напомним, программа реструктуризации обязательств регионов перед федеральным бюджетом утверждена в конце 2017 г. и рассчитана на семь лет. В первые два года предусматривается погашение по 5% реструктурированного долга, при этом субъекты РФ с темпами роста налоговой базы не ниже инфляции смогут продлить ее до 12 лет.

Но опрошенные «Ведомостями» эксперты не видят проблем с увеличением госдолга Ленинградской области. Пока он не превышает установленной Минфином планки, которая позволяет рассчитывать на реструктуризацию ранее взятых кредитов. Также у области нет займов в коммерческих банках, а в случае возврата кредита на пополнение остатка средств к концу этого года регион вернется к комфортному показателю госдолга.

«Текущий уровень госдолга региона выглядит комфортным, а структура, в которой превалируют бюджетные кредиты, отражает нацеленность на привлечение инвестиций и опережающее развитие инфраструктуры. Если региону удастся в конце года вернуть эти 5,86 млрд руб. – долговая нагрузка останется комфортной, будут соблюдены все нормативы Минфина», – говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

В то же время доцент кафедры СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко отмечает, что наращивание госдолга в разы – нехарактерная финансовая политика для Ленинградской области, которая все последние годы развивала экономику в основном за счет средств частных инвесторов и не привлекала новые кредиты. «Это может говорить о том, что финансовая самодостаточность изменилась. Есть сложности с привлечением частных инвестиций, возникают вопросы, требующие безотлагательного решения, на которые необходимо привлекать средства», – указывает он.

Плюсом, по мнению эксперта, является то, что область решает вопросы за счет кредитов из федерального бюджета, которые, как правило, выдаются под низкие ставки, а не за счет коммерческих займов с достаточно высокими процентами. Поэтому Десятниченко не прогнозирует резкого роста затрат на обслуживание госдолга. По данным местного комитета по финансам, за весь 2022 г. регион потратил на обслуживание госдолга лишь 38,23 млн руб.