Смольный заплатит за экспорт в Китай

Предприятия МСП за счет бюджетных денег смогут поставлять свою продукцию морем в Поднебесную
Первый сорокафутовый контейнер с товарами петербургских производителей планируется отправить в Китай в июне /Global ports

Власти Санкт-Петербурга летом этого года запустят пилотную программу поддержки для петербургских экспортеров – субъектов малого и среднего бизнеса (МСП). Речь идет о полной оплате из городского бюджета логистических затрат на морские перевозки для компаний-экспортеров, которые подадут заявки и пройдут отбор для участия в программе. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщил генеральный директор Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта (оператора программы, входит в инфраструктуру «Мой Бизнес») Артем Калошин.

В рамках новой меры поддержки первый сорокафутовый контейнер с товарами петербургских производителей планируется отправить в Китай в июне. Перевозчик пока не определен, его выберут в рамках конкурсного отбора, пояснил Калошин.

«Сначала мы хотим отправить первую пробную партию в Китай, а далее, получив обратную связь от компаний-экспортеров, поставить процесс на поток», – пояснил он. На начальном этапе география программы включает четыре порта в КНР – в городах Шанхай, Циндао, Нинбо и Наньша. Далее список планируется расширить на порты Латинской Америки, Африки и Индии. Калошин не уточнил объем финансирования новой программы, отметив только, что размер будет зависеть от количества поданных заявок, но в перспективе он может составить «десятки миллионов рублей в год».

Как растет товарооборот между Россией и Китаем

По информации Главного таможенного управления Китая, товарооборот между Россией и Китаем за 2023 г. увеличился на 26,3%, составив рекордные $240 млрд.
По итогам I квартала 2024 г. товарооборот между Россией и Китаем вырос на 5,2% и составил $56,68 млрд. За январь-март текущего года объем поставок из Китая в Россию увеличился на 2,6%, а поставки из России в Китай выросли на 7,3%.

«Мы собираем заявки на определенное направление, если их достаточно для того, чтобы заполнить контейнер минимум на две трети, Центр поддержки экспорта договаривается с логистическими компаниями, которые осуществляют фрахт контейнера», – пояснил он. При этом городской бюджет оплачивает затраты в размере 100% на фрахт контейнера, таможенное оформление, агентское сопровождение и консолидацию груза, а также хранение продукции на складе в Петербурге и ее доставку в порт.

Для того, чтобы участвовать в программе, компания должна быть зарегистрирована в Петербурге и состоять в реестре субъектов МСП. Ограничений по видам продукции для экспорта нет, за исключением скоропортящихся товаров. В основном речь идет о поставках товаров длительного хранения, включая продукты питания, и продукции машиностроения, пояснил Калошин.

Фактически новая программа, которая реализуется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», является дополнением к другой, уже существующей программе поддержки экспортеров-субъектов МСП. Она включает оплату затрат в размере 80% на транспортировку продукции по России. По ней сумма поддержки одного субъекта не может превышать 1 млн руб. или 5% от суммы экспортной поставки.

«Уже действующая программа имеет ограничение, софинансирование расходов осуществляется только на логистику внутри России, затраты на логистику за ее пределами покрывает сам экспортер», – пояснил Калошин, добавив, что в 2023 г. на эту меру поддержки из городского бюджета было выделено около 3 млн руб. в соответствии с числом поданных заявок. По его данным, размер ежегодной субсидии, которая выделяется из бюджета города Санкт-Петербургскому центру поддержки экспорта, в 2024 г. составил 17,8 млн руб. Сумма на следующий год пока не определена.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что новая мера поддержки будет востребована среди петербургских компаний, так как она позволит сократить расходы на логистику.

Коммерческий директор транспортно-экспедиторской компании «Модуль» Владимир Гай добавил, что стоимость экспорта является сдерживающим фактором при расчете эффективности сделки. «Любая возможность снижения транспортных расходов позволит экспортерам увеличить объемы перевозимой продукции и расширить географию поставок», — прокомментировал он.

Расходы удастся снизить, в частности, за счет полной заполняемости контейнеров, так как на данный момент экспортеры не всегда могут его полностью загрузить, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Поэтому значимость этой программы заключается в том, что она затрагивает малый и средний бизнес, поскольку это поможет объединить грузы», — прокомментировал эксперт.

По оценке заведующего кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александра Дмитриева, расходы на морской фрахт для сорокафутового контейнера могут варьироваться от $4000 до $5000. «Однако программа будет успешной только при организации систематических перевозок на постоянной основе за счет эффекта масштаба», — резюмировал эксперт.