Какие заслуги привели губернатора Алиханова на пост главы Минпромторга

Политологи отметили главные достижения в развитии Калининградской области в 2017-2024 гг.
Официальный телеграм-канал Антона Алиханова

Госдума 14 мая согласовала кандидатов на должности министров в новом составе Правительства РФ. На пост главы Министерства промышленности и торговли утверждена кандидатура 37-летнего губернатора Калининградской области Антона Алиханова.

До работы в правительстве Калининградской области в 2013 г. Алиханов уже занимал пост в Минпромторге – в департаменте госрегулирования внешнеторговой деятельности Министерства в должности замначальника одного из отделов. В том же году его повысили до директора департамента. Через два года Алиханов вошел в состав консультативного совета по промышленности при коллегии Евразийской экономической комиссии.

В 2015 г. Алиханов был назначен зампредседателя правительства Калининградской области, где курировал промышленность и сельское хозяйство, а в июле 2016 г. президент РФ Владимир Путин утвердил его на должность врио губернатора региона. На тот момент Алиханов был самым молодым руководителем региона в России. В сентябре 2017 г. он был избран главой Калининградской области, получив поддержку 81,06% избирателей. В 2022 г. Алиханова повторно переизбрали губернатором, но на выборах он собрал уже 80,21% голосов.

В министры – из «сложного региона»

Эксперты отмечают, что в правительство попадут губернаторы, которые руководители самыми «сложными» регионами страны и добились положительных результатов. Помимо Алиханова в министерские кресла также пересядут глава Курской области Роман Старовойт (станет главой Минтранса), губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев (возглавит Минэнерго) и руководитель Хабаровского края Михаил Дегтярев (станет министром спорта).

«Сложность Калининградской области в том, что она находится в «недружественном» окружении, в определенной внешнеполитической обстановке. Что касается Алиханова, то надо отметить его умение управлять сложным регионом. Это и территориальная блокада, и частичная остановка промышленного производства, которое во многом было ориентировано на внешние рынки, включая автомобилестроение», – говорит политолог Дмитрий Солонников.

К главным заслугам Алиханова опрошенные «Ведомостями» политологи относят успешное решение задач в сфере транспортной доступности и энергетической независимости. В 2019 г. энергоснабжение Калининградской области, ранее закольцованное через Белоруссию, Россию, Эстонию, Латвию и Литву, получило полную независимость. В марте 2019 г. в области ввели в эксплуатацию Прегольскую станцию мощностью 455,2 МВт. До этого «Интер РАО» построило в регионе две газовые электростанции.

Также при Алиханове в 2019 г. в Балтийском море был запущен морской терминал по приему природного газа и плавучей регазификационной установки «Маршал Василевский». Ранее Калининградская область получала природный газ по транзитному газопроводу «Минск–Вильнюс–Каунас–Калининград». Для повышения энергетической безопасности региона «Газпром» реализовал проект по альтернативному варианту газоснабжения, то есть с помощью сжиженного природного газа, доставляемого по морю.

«Энергетическая самодостаточность – важный элемент, и этого удалось достичь как раз при Алиханове», – подчеркнул Солонников.

«Территориальная блокада»

Алиханову удалось успешно справиться с «территориальной блокадой», в которую регион попал после введения санкций. В 2022 г. Литва ограничила транзит товаров в область из основной части России. Автомобильный транзит в Калининградскую область до сих пор остается серьезной проблемой. Литва также внедрила систему квот и на железнодорожные перевозки, и они будут постепенно сокращаться. Но за два года логистику маршрутов в регион и из него удалось перестроить. Растет объем грузовых авиаперевозок. Аэропорт «Храброво» уже стал вторым в Северо-Западном федеральном округе по принимаемому грузовому потоку.

А наиболее перспективное направление для развития – морское. Доставка грузов морскими линиями в Калининградскую область была усилена летом 2022 г., когда Литва уведомила, что прекращает пропускать транзитные подсанкционные товары. По словам Алиханова, морским путем в настоящее время перевозится 40% всего грузооборота. На конец прошлого года на морских линиях работало более 20 судов: среди них четыре железнодорожных парома, 19 сухогрузов и два танкера. В этом году к ним добавился контейнеровоз, а в ближайшее время должно выйти на маршрут RoRo-судно, на котором можно будет перевозить грузовики. Кроме того, для региона к 2029 г. могут построить еще два-три новых железнодорожных парома.

«Кризиса нет, отчет у Алиханова по итогам управления регионом – положительный, поэтому логично, что его забирают в Москву», – резюмировал Солонников.

Альтернатива заграничным курортам

По мнению экспертов, период работы Алиханова в качестве главы Калининградской области также запомнился проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 г. и существенным прорывом региона в области туристической привлекательности в целом. В 2018 г. был построен футбольный стадион «Калининград» для проведения матчей чемпионата на 35 000 болельщиков. В 2023 г. его переименовали в «Ростех Арену». Вместе с тем при Алиханове была завершена заключительная стадия строительства культурно-образовательного центра на острове Октябрьский с филиалами Большого театра и Третьяковской галереи.

«Открывались новые объекты туристической инфраструктуры. На самом деле такой большой стройки в Калининграде не было со времен Чемпионата мира по футболу. Также проводилась реконструкция объектов культурного наследия, многие из которых были в запущенном состоянии. Калининградская область с учетом ее расположения – это своего рода витрина России в Европе. Но раньше регион был достаточно обделенным с точки зрения выделения средств из федерального бюджета», – отметил политолог Илья Гращенков.

Новый туристический мега-проект, о котором тоже было заявлено при губернаторстве Алиханова – курорт «Белая Дюна» (или «Русская Балтика») реализуется вместе с «Туризм.РФ». Ожидается, что проектирование и необходимая инфраструктура появятся до 2030 г., а строительство будет идти до конца 2033 г. Планируется построить свыше 10 000 номеров и увеличить турпоток в регион за счет курорта на 1,1 млн человек. Объем инвестиций – 416 млрд руб., из них 37 млрд руб. – государственное финансирование, остальное –частные инвестиции.

Алиханов рассчитывал сделать из Калининграда достойную альтернативу заграничным курортам, и в принципе при нем эта тенденция наметилась, говорит Гращенков. Напомним, что Калининградская область в 2023 г. приняла рекордное число туристов – более 2 млн человек, улучшив показатель 2022 г. на 11%.

Промышленные успехи

Между тем, как комментировал пресс-секретарь председателя Правительства РФ Борис Беляков, Алиханова рекомендовали на пост министра в том числе в связи с заслугами в сфере промышленности. «Антон Алиханов – квалифицированный и сильный управленец. На посту губернатора он смог обеспечить развитие экономики промышленности региона», – отмечал Беляков.

По словам Солонникова, ключевым вызовом для региона стала частичная остановка промышленного производства, которое во многом было ориентировано на внешние рынки, включая автомобилестроение. Стоит отметить, что в 2023 г. в Калининграде промышленное производство сократилось на 5,3%. Калининградстат сообщал, что в 2023 г. экономическая ситуация ухудшилась у 35% промышленных предприятий региона. Но как комментировал сам Алиханов в интервью «Ведомостям», до 2022 г. был рост промпроизводства, в 2022 г. обрабатывающее производство снизилось на 20,5% по сравнению с 2021 г. А показатели 2023 г. – это остаточные явления тренда. По итогам I квартала 2024 г. индекс промпроизодства в регионе составил 107,9%.

Главным локомотивом промпроизводства в регионе остается «Автотор», который перестроился на работу с китайскими брендами. Сейчас на предприятии 12 новых производств автокомпонентов, пять из них планируют запустить в этом году – это заводы цветного литья, электродвигателей, электронных систем управления, пластиковых деталей и оборудования и оснастки. Общий объем инвестиций – 70 млрд руб. недавно в регионе был построен завод «Отисифарм про» по выпуску лекарств, заработал первый из двух заводов «ЭнКОР групп» по производству кремниевых пластин и солнечных батарей.

Одним из самых крупных предприятий в области должна стать гигафабрика «Росатома», где будут делать литийионные батареи. Отмечалось, что крупнейшее в регионе предприятие мощностью 4 ГВт·ч в год должно обеспечить электросетевой комплекс в стационарных системах накопления энергии и производить батареи для общественного транспорта и электромобилей. Производство должно запуститься в III квартале 2025 г.

Сам Алиханов, выступая перед депутатами Госдумы 14 мая, пообещал приложить все усилия для выполнения емких задач технологического суверенитета, которые лягут в основу национальных проектов. «Сейчас идет активное формирование ключевых проектов в сфере радиоэлектроники, станкостроения, медицинской техники, беспилотных авиасистем, новых технологий для энергетики, разных видов транспорта. У нас есть четкое понимание тех предложений, которые должны лечь в основу программных документов по этим отраслям», – сказал он.