Доходы Петербурга от строительства и запуска ВСМ превысят 250 млрд руб.
Такую сумму город сможет получить в течение 20 лет с даты начала строительства магистралиСтроительство и запуск Высокоскоростной железнодорожной магистрали Москова–Санкт-Петербург добавит в бюджет Северной столицы более чем 250 млрд руб. в период реализации проекта и первых 20 лет эксплуатации. Такие данные привел гендиректора ООО «ВСМ Две столицы» Олег Тони.
«Значительное сокращение времени в пути приведет к росту туристического потока, что, в свою очередь, обеспечит развитие инфраструктуры и экономики, в частности, малого и среднего бизнеса. <…> Эффекты для Санкт-Петербурга достаточно весомы. Уверен, что эти цифры говорят сами за себя», — рассказал он.
По его данным, кроме увеличения поступлений в бюджет ожидается рост ВРП Санкт-Петербурга более чем на 2 трлн руб. Согласно данным Смольного, в 2023 г. этот показатель составил 12 трлн руб. Кроме того, турпоток в Петербург может вырасти дополнительно на 5,2 млн человек, но речь идет о периоде в 20 лет.
Напомним, что протяженность ВСМ составит 680 км, она пройдет через Москву, Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области и Санкт-Петербург. Движение в пути составит 2 часа 15 минут.
Правительство РФ 6 июня утвердило распоряжение о строительстве ВСМ. Согласно документу концессионером станет компания ООО «ВСМ Две столицы». В проекте также участвуют шесть субъектов РФ, по территории которых пройдет ВСМ, ОАО «РЖД», синдикат российских банков, включая Сбербанк, а также ЗАО «Лидер».
Общая стоимость реализации ВСМ Москва–Санкт-Петербург превышает 1,755 трлн руб., а с учетом закупки подвижного состава – более 2 трлн руб. Из этой суммы, по данным Тони, 648,9 млрд руб. составят заемные средства, еще 300 млрд руб. – средства Фонда национального благосостояния, более 328,5 млрд руб. – акционерный капитал концессионера, куда входят расходы всех шести субъектов, а также РЖД.
Что касается Санкт-Петербурга, то регион должен выделить на проект 30 млрд руб. Кроме того, власти города приняли ряд налоговых льгот для компаний, которые будут строить и эксплуатировать ВСМ. Среди них освобождение от налога на имущество в отношении объектов недвижимости, созданных на территории города в рамках концессионного соглашения и используемых для перевозок по ВСМ.
Тони подтвердил, что запуск движения по новой железнодорожной магистрали запланирован на 2028 г. Он также добавил, что в 2025 г. завершится проектирование ВСМ, а в этом году «ВСМ Две столицы» и РЖД подпишут соглашение о строительстве концессионного участка железнодорожной магистрали.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты пояснили, что планируемые поступления в бюджет Петербурга от реализации ВСМ охватывают большой перечень экономических видов деятельности, которые на данном этапе сложно оценить из-за отсутствия аналогичных инфраструктурных проектов в России.
Руководитель образовательной программы «Экономика» РАНХиГС Санкт-Петербург Дмитрий Десятниченко обратил внимание на то, что прогноз поступлений в бюджет Петербурга является «консервативным», так как на 20 лет заложено порядка 12,5 млрд руб. ежегодного дохода для Петербурга. «Для такого проекта ежегодные поступления для города скромные. Полагаю, что эффект может быть больше – 300-400 млрд руб., но так как подобный проект впервые реализуется, то исходят из таких оценок», — прокомментировал он.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавил, что на этапе строительства ВСМ единственный эффект для Петербурга от строительства – налоговые поступления компаний, которые будут заниматься реализацией проекта. «В дальнейшем будет эффект от роста турпотока и улучшения инвестиционной привлекательности города, но это комплексная история», — рассказал он.
Десятниченко также добавил, что запуск ВСМ перенаправит пассажиропоток на новую магистраль, а на основной железной дороге увеличится грузооборот. «Грузовым поездами будет проще, не подстраиваясь под пассажирский сегмент. Вырастет общая пропускная способность», — уточнил эксперт.
По данным Тони, общий налоговый эффект от реализации проекта ВСМ до 2060 г. для России составит 12,9 трлн руб. Суммарный прирост ВВП благодаря запуску этой магистрали до 2060 г. оценивается в 42,9 трлн руб. Кроме того, в шести регионах ожидается строительство почти 4 млн кв. м жилья за счет новых точек притяжения.