Кто обучит специалистов для нацпроекта БАС
Новая точка роста для высшей школы – магистерские программы, запущенные вместе с бизнесомЧтобы подготовить разработчика высокого уровня, студент должен решать конкретные задачи в интересах предприятий
С 1 января в России должен заработать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. В рамках нацпроекта уже в 2024 г. планируется подготовить не менее 100 000 новых работников для различных сфер разработки и применения БАС, а к 2030 г. их число должно вырасти до 1 млн. Встает закономерный вопрос: кто должен готовить эти кадры и чему их учить?
Чтобы понять, чему нужно учить специалистов для сферы БАС, давайте разберемся, что же такое беспилотник. По сути, это комплексная система, которая включает несущую конструктивную платформу, навигационное оборудование, систему управления, программно-аппаратную подсистему, программное обеспечение, подсистему энергообеспечения и др. Технические вузы готовят специалистов по данным направлениям, которые определяют так называемые сквозные технологии. Но подобная базовая подготовка не дает отрасли готовых специалистов, которые способны разрабатывать новое поколение БАС.
Чтобы действительно получить разработчика высокого уровня как в течение четырех лет бакалавриата, так и в магистратуре студент должен решать конкретные задачи в интересах предприятий из реальной практики и делать вывод о необходимости фундаментальной подготовки.
Нам необходимо погрузить студентов в контекст того, что происходит на предприятиях. Необходимо, чтобы специалист не только понимал теорию, но и вник в бизнес-процесс, применил теоретические знания в решении практических задач. Наиболее приемлемая схема, когда компания приходит в вуз и заявляет о желании получить специалиста по какому-то направлению, оснащает лаборатории, поддерживает преподавателей и наставников студентов, предлагает стипендии для лучших студентов. Бизнес при этом, с одной стороны, может решить собственные технологические задачи, а с другой – получает готового специалиста.
Образовательные программы, запущенные вместе с бизнесом, – это та точка роста, которая уже через 4-6 месяцев позволит самим компаниям получить первые результаты в виде научно-практических разработок и будущих кадров одновременно. В целом примеры эффективного сотрудничества бизнеса и высшей школы уже есть. Например, компания «Специальный технологический центр», которая более 20 лет занимается разработкой программного обеспечения и аппаратных средств, в этом году создала на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» междисциплинарную лабораторию «ЛЭТИ-СТЦ», где обучаются студенты бакалавриата. В лаборатории проводят исследования и разработки конкретных решений в интересах компании. При этом специалисты компании в процессе обучения в лаборатории могут отбирать студентов для прохождения практики или работы в компании.
Да, для бизнеса такое взаимодействие несет дополнительные затраты, но совместная работа позволит подготовить именно тех специалистов, которые будут востребованы самими компаниями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.