Инфляция оценок, практикоориентированное обучение и образовательные стандарты — главные темы Пашкусовских чтений ВШМ СПбГУ

09 мая 2024
Высшая школа менеджмента СПбГУ при поддержке Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) провела XXVII ежегодную всероссийскую научно-методическую конференцию «Пашкусовские чтения».
Участников конференции приветствовала Ольга Дергунова, заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ: «Высшая школа менеджмента СПбГУ — это пример реализации тех идей, над которыми Санкт-Петербургский государственный университет и команда Бизнес-школы работают с 2020 года. Благодаря инвестициям попечителей в инфраструктуру ВШМ СПбГУ мы смогли перейти от теоретических изысканий к практическому внедрению гибридных технологий в образовательный процесс. И сегодня мы уже можем говорить о конкретных результатах и достижениях выпускников, которые получили свое образование с использованием новых образовательных технологий. Отмечу, что Пашкусовкие чтения уже много лет являются площадкой, на которой мы с ФУМО совместно делаем все возможное, чтобы преобразовывать опыт коллег в практические результаты. Результаты, которые смогут применить как можно большее количество вузов».
Как отметил Юрий Федотов, доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ, сопредседатель ФУМО, Пашкусовские чтения проводятся с 1996 года, и за эти годы формат конференции неоднократно менялся. ВШМ СПбГУ стремилась превратить их в значимое для российской высшей школы мероприятие. В 2022 году было принято решение о проведении чтений в новом формате научно-методической конференции — это решение оказалось удачным.
Цитата
«Свидетельством тому не только численность участников, но и растущее из года в год число докладов на конференции. Интерес кПашкусовским чтениям среди представителей высшей школы растет по многим причинам: высокая степень востребованности предлагаемой повестки, тесное взаимодействие оргкомитета конференции с ФУМО, а также дружеская атмосфера мероприятия, позволяющая открыто обсуждать самые острые вопросы современного высшего образования в сфере экономики и менеджмента, — рассказал Юрий Федотов. — Мы счастливы, что ВШМ СПбГУ стала той площадкой, где профессионалы высшего образования по экономике и менеджменту обсуждают и, что особенно важно, находят конструктивные решения актуальных вопросов, которых с каждым годом становится все больше».
В 2024 году участникиконференции обсуждали трансформацию высшего образования, требования к гибкости образовательного процесса, интеграцию практической и теоретической подготовки, развитие цифровых технологий и их влияние как на изменения рынка труда, так и на образовательные стандарты и ожидания разных заинтересованных сторон.
Юрий Васильевич Пашкус — декан-организатор факультета менеджмента (с 2007 г. Высшая школа менеджмента) СПбГУ, известный российский ученый в области финансового менеджмента. С 1996 года в ВШМ СПбГУ проводятся традиционные Пашкусовские чтения. Этим преподаватели и исследователи факультета отдают свою дань памяти вкладу Ю.В. Пашкуса в создание бизнес-школы. Конференция проводится совместно с Федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования (ФУМО ВО) по УГСН 38.00.00 «Экономика и управление».
Участники открытой сессии «Инфляция оценок: поиск решений» рассмотрели, как решать существующую проблему и управлять качеством образования. Тема была раскрыта Дмитрием Волковым, первым заместителем директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Он рассказал, что основной корень проблемы заключается в том, что за последние полвека в университетах многих стран заметно выросли средние баллы студентов по учебным курсам.  Причинами послужили конкуренция студентов за оценки, места в рейтингах, потребительское отношение, «давление» обучающихся на преподавателей, экономия усилий педагогов в условиях растущей нагрузки, а также отсутствие и неразвитость систем управления качеством, мотивации и контроля. В результате снижался стимул учиться лучше и доверие работодателей к оценкам и диплому, возникали ложные иллюзии, и как следствие возникал ущерб для академической репутации вуза.
«До решения проблемы с инфляцией в 2021–2022 гг.  в Высшей школе бизнеса ВШЭ доля оценок «отлично» составляла 55%. В прошлом году наша задача была перейти к нормальному распределению. Через какие механизмы мы это делали? Во-первых, точки контроля: в ВШЭ экзамен не может быть единственной точкой контроля. Во-вторых, накопительная система:студент работает в течение всего периода изучения дисциплин, — рассказал Дмитрий Волков. — Более того, мы живем не семестрами, а модулями. После каждого модуля неделю идет сессия — этого достаточно, если у вас есть накопительная система. И получается: чем больше точек контроля, тем легче дифференцировать оценки. При этом формула оценки заранее прописана в программе учебной дисциплины в электронном виде в LMS. И в-третьих, управление преподавательским составом. Для штатных преподавателей мы включили отсутствие инфляции оценок в качестве необходимого условия избрания по конкурсу».
Обсуждая образовательную траекторию студента, важно не забывать и о наращивании профессиональных компетенций у молодого поколения уже во время учебного процесса. Практикоориентированность образовательных программ была освещена в рамках мастер-класса, где эксперты Высшей школы менеджмента СПбГУ представили свой опыт по реализации и методике организации индустриальных стажировок, программы наставничества и проектных внеучебных практик.
О роли преподавателя в практикоориентированном обучении рассказала Ольга Никифорова, доцент кафедры организационного поведения и управления персоналомВШМ СПбГУ: «У студентов на сегодняшний день сформировались очень разные представления о том, кто такой наставник и чем он может помочь. В целом на образовательном рынке у этой роли представлено очень много разных функций и названий, поэтому разобраться в определениях и подходах достаточно сложно. Мы также понимаем, что на практике студенты ждут передачи «современного» опыта, актуального для работодателя. Получается, что сегодня наставничество должно учитывать не только традиционную модель «делай как я», но и систему эффективной профессиональной коммуникации, что в совокупности позволит развить новые компетенции у студента с учетом его индивидуальных способностей и поколенческих особенностей. И у преподавателя, кроме экспертизы в своей профессиональной области, должны быть сформированы дополнительные навыки наставника — другими словами, профессия внутри профессии. Возникает несколько ключевых задач: определить основные роли преподавателя как наставника в системе обучения, сформировать у профессорско-преподавательского состава необходимые компетенции для реализации той или иной роли, а также разработать систему мотивации и вовлечения преподавателей в развитие и реализации системы академического наставничества в вузе».
В рамках конференции также состоялся круглый стол ФУМО ВО по УГСН 38.00.00 «Экономика и управление». На круглом столе обсудили, с помощью каких инструментов обеспечить «безбарьерный» переход от ФГОС ВО к образовательным программам, сохранив автономность вузов и обеспечив единство образовательного пространства.
Как отметила Ирина Телешова, ученый секретарь ФУМО, заместитель декана Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специфика стандартов последних лет состоит в том, что они носят рамочный характер и предоставляют вузам достаточно большие полномочия в определении содержания, организации образовательного процесса, использования методик и технологий преподавания, обучения, оценивания достижений студентов.
«С другой стороны, стандарты нового поколения обеспечивают нам единство образовательного пространства, в том числе и для нашей УГСН, формулируя в рамках компетентностей модели выпускника универсальные, базовые и общепрофессиональные компетенции. При этом следует отметить, что ФГОС ВО нового поколения будет содержать также формулировки соответствующих обобщенных результатов обучения, что послужит ориентиром для определения результатов обучения при разработке рабочих программ дисциплин/модулей и практик соответствующих основных профессиональных образовательных программ, — рассказала Ирина Телешова. —Кроме того, потенциально единство и качество образования должны и могут обеспечить формулируемые в стандарте требования к учебно-методическому, материально-техническому обеспечению реализации образовательных программ. Однако в каком виде и как часто необходимо это делать в настоящее время широко обсуждается в академическом сообществе».
Также на конференции обсуждались вопросы интеграции технологий искусственного интеллекта в учебный процесс, опыт вузов в реализации программ с дополнительными квалификациями и повышении практикоориентированности обучения за счет развития новых методик проведения учебных и внеучебных мероприятий. Дискуссии на конференции положили начало циклу обсуждений вопросов отражения существующих и возможных будущих практик реализации образовательных программ в образовательных стандартах, включая требования к условиям реализации программ и используемым технологиям.
 
Оригинал пресс-релиза

Другие пресс-релизы

Все пресс-релизы компании