«Гореть» или «выгорать»? Как бороться с профессиональной усталостью

13 мая 2024
Профессиональное выгорание – чума XXI века, следствие культа карьерного роста, многозадачности и сверхпродуктивности.
Как ученые оценивают влияние стресса на качество жизни современного общества и можно ли справиться с выгоранием на работе?
Рассказала Ольга Никифорова, к. с.н.,доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом,Высшая школа менеджмента СПбГУ.
Термин «выгорание» (burnout), впервые введённый в науку Г. Бредли, получил свое распространение для обозначения состояния деморализации, «бесчувственности», разочарования, переживания собственной бесполезности у медицинских работников.
Именно наблюдение за сотрудниками, которые теряют интерес к работе, апатия, агрессия по отношению к клиентам (даже у самых ответственных и добрых исполнителей) подтолкнуло психологов на мысль, что выгорание на работе является отдельной, серьезной проблемой, отмечает Ольга Никифорова.
Профессиональное выгорание— это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. 
Основные симптомы:
отсутствие чувства юмора;
появление или увеличение количества жалоб на состояние здоровья;
снижение продуктивности работы;
снижение самооценки и самоуважения;
появление агрессии и раздражения;
появление психосоматических заболеваний или депрессии
О чем говорят исследования?
В 2018 году Gallup провел опрос среди 7500 сотрудников разных организаций, которые сформулировали пять главных причин выгорания:
Несправедливое обращение на работе,
Неуправляемая нагрузка,
Отсутствие четкой роли,
Недостаток общения и поддержки со стороны руководителя,
Неоправданные дедлайн.
В тот же год синдром профессионального выгорания внесен ВОЗ в Международный классификатор болезней как фактор, влияющий на здоровье населения, — Z73 «Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни».
В 2020-2022 годах эксперты российской консалтинговой компании Zetic провели исследование профессионального выгорания. Результаты показали максимальный уровень профессионального выгорания у людей среднего возраста: от 38 до 42 лет, при этом женщины чаще сообщали о признаках выгорания.
Эхо пандемии и диджитализация
75% респондентов сталкиваются с проблемой выгорания;
40% говорят, что испытали выгорание именно в период пандемии;
у 37% сотрудников стресс возник из-за того, что увеличилась продолжительность рабочего дня;
56% заявили, что HR-руководители не поощряют разговоры о выгорании, и это усугубляет стресс;
только 21% опрошенных смогли продуктивно побеседовать с HR-менеджером о том, как справиться с выгоранием.
Если до пандемии 5% работников жаловались на психическое здоровье, то с приходом коронавируса их количество увеличилось до 18%.
Главными причинами стресса стали: COVID-19, материальное положение, беспокойство о здоровье семьи и должностные обязанности. Риск депрессии среди работающих из-за пандемии вырос в 2 раза, причем в 4 раза – для сотрудников 20-39 лет.
Как подчеркивает Ольга Никифорова, очень важно отслеживать свое состояние и научиться вести «диалог со стрессом», чтобы потом не устранять его тяжелые последствия.
Где прячется стресс?
В теле — мышечным напряжением в области:головы, шеи, плеч и спины.
В работе:
рабочие звонки и переписка в мессенджерах и почте после работы и в выходные дни,
письма «СРОЧНО, ВАЖНО, НАДО ВЧЕРА»,
100500 чатов и каналов связи,
баланс «дружба и рабочие задачи»,
замечания от руководства и критика,
«домашняя работа»
Профилактические меры
Есть временной минимум, который должен быть в удовольствии от работы – 20% (в среднем 1,5 часа от 8-часового рабочего дня)
Больше может быть, но если меньше – рано или поздно случится выгорание
Лучше начинать и заканчивать день с той деятельности, которая вам нравится
Проанализируйте свои симптомы, понаблюдайте за собой как стресс воздействует на Вас на телесном, эмоциональном и поведенческом уровне.
гибкий график,
четкие границы между профессиональной и личной жизнью,
дни психического здоровья (если сотрудник чувствует себя подавленно, разрешите ему взять выходной),
увеличение оплачиваемого отпуска,
расширение медицинской страховки,
онлайн-сеансы для медитаций,
вебинары о здоровом питании, пользе сна,
виртуальные физические тренировки,
вебинары на тему психического здоровья
Что поможет избежать выгорания в коллективе?
Стабилизация рабочей нагрузки: перегруженность возникает, когда ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация сотрудника. Но так же может навредить и недостаточная загруженность на рабочем месте.
Согласование зон ответственности: попытки выполнить неопределенные или совместить противоречивые требования и конфликтыприводит повышению агрессии и утрате чувства доверия к организации.
Четкая и прозрачная система оценки:
Ощущение невозможности контролировать свою рабочую нагрузку и приоритеты, непрозрачные критерии оценки существенно снижает уверенность в себе, увеличивает внутреннее напряжение и формирует ощущение беспомощности и безысходности.
Настройка системы вознаграждения.
Похвалите себя. Отсутствие связи между вложенными усилиями / достигнутыми результатами и положительной обратной связью от руководителя (поощрение достижений и наказание за отсутствие результатов) проявляет ощущение неудовлетворенности работой и переживанию социальной несправедливости, ведущей к выгоранию
Построение организационной справедливости.
Отмечается взаимосвязь между переживанием несправедливости и выгоранием. Совпадение заявленных ценностей и реальной работы. Несовпадение ценностей автоматически проявляет сильнейший внутренний конфликт, переходящий в выгорание.
Ольга Никифорова поделилась советом:
Сегодня мы все работаем в условиях многозадачности, гибридного формата, высокого уровня мобильности, постоянного напряжения. И это вряд ли можно изменить. Но мы точно можем научиться себя чувствовать, понимать и делать выбор — на основе своих ценностей, интересов и имеющихся ресурсов.
Мы умеем планировать работу и дела, но отдых и восполнение ресурсов тоже требуют внимания и организации! Впереди выходные, самое время позаботиться о себе – побывать в интересном месте, насладиться любимым блюдом, посмотреть фильм в приятной компании, посмеяться, устроить цифровой детокс, а может быть просто – поспать.
Оригинал пресс-релиза

Другие пресс-релизы

Все пресс-релизы компании