24 мая в ВШМ СПбГУ состоялась X ежегодная научная конференция «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт». По традиции мероприятие объединило представителей академической среды, делового, экспертного и банковского сообщества для обсуждения перспектив развития государственно-частного партнерства в России.
Открыл юбилейную конференцию Максим Соколов, президент АО «АВТОВАЗ», десять лет назад в качестве заведующего кафедрой ГМУ ВШМ СПбГУ инициировавший создание Центра исследований ГЧП и проведение конференции.
Одной из основных тем этого года стали изменения в законодательство, регулирующее данную сферу. В своем совместном выступлении Светлана Маслова, д.ю.н., директор Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ и студенты 3 курса ВШМ СПбГУ программы «Государственное и муниципальное управление» представили подробный обзор ключевых законодательных инициатив и перспектив их применения для наращивания количества проектов ГЧП и качества их подготовки. По мнению участников конференции, большинство нововведений совершенствуют механизмы ГЧП и повышаю их инвестиционную привлекательность для инвесторов.
«Законодательными изменениями, на подготовку которых ушло около 6 лет, внедрены правовые механизмы, давно ожидаемые рынком ГЧП. Среди ключевых изменений: четкая и развернутая регламентация таких форм финансового участия концедента, как капгрант, плата концедента, МГД, а также введение института особых обстоятельствах для фиксации договоренностей партнеров о распределении рисков и управления ими. Важнейшим для развития рынка ГЧП является перевод в электронный формат конкурсных процедур, а также решение вопроса возмещения инициатору частной концессионной инициативы расходов на ее подготовку в случае, если концессионное соглашение заключается не с ним. При этом не все изменения являются «инновационными», так как многие из них просто решают давно назревшие проблемы ГЧП-рынка, восполняют правовые пробелы и устраняют коллизии («Башкирское» дело и др.). Сейчас крайне важно проанализировать закон, понять замысел законодателя с тем, чтобы наиболее правильно и эффективно его применять», – подчеркнула в своей выступлении Светлана Маслова», – подвела итог обсуждения Светлана Маслова, директор Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ
В программу секционных заседаний конференции вошли доклады, посвященные развитию устойчивой и качественной транспортной инфраструктуры на основе концессий, усилению позитивного влияния транспортной и иной инфраструктуры на достижение Целей в области устойчивого развития ООН (ЦУР) и роста национальной экономики.
Егор Старшов, аспирант ВШМ СПбГУ, ассистент кафедры государственного и муниципального управления представил анализ модели организации системы пассажирских перевозок: от «классической маршрутки» до трамвая «Чижик» – с 2016 года в разных городах России реализуются концессии по реконструкции и эксплуатации трамвайной сети, которые становятся звучными имиджевыми проектами и делают общественный транспорт современным и комфортным.
«В 2015 году был принят Федеральный закон №220-ФЗ, регулирующий взаимоотношения между регулятором и операторами городских пассажирских перевозок. Основным результатом стало распространение модели брутто-контрактов, когда оператор получает за свою работу деньги от города и не зависит от числа пассажиров. Переход на новую модель привел к обновлению подвижного состава, реорганизации маршрутной сети, повышению безопасности и качества городских пассажирских перевозок. Наряду с этим у представленных моделей организации перевозок есть и проблемы. Так, брутто-контракты повышают пороги для входа на рынок городских пассажирских перевозок, снижают стимулы для операторов по привлечению пассажиров. Передача концессионеру не всей сети, а только её части приводит к проблеме «разорванности» маршрутов, как это происходит в Санкт-Петербурге на стыке трамвайных сетей «Чижика» и ГУП «Горэлектротранс». Однако в целом можно заключить, что брутто-контракты и использование механизма ГЧП приводят к повышению качества транспортного обслуживания и делают общественный транспорт более удобным, привлекательным и безопасным средством передвижения в городах», – отметил Егор Старшов.
В рамках X конференции тематика принятых докладов была существенно расширена за счет обсуждения различных методов создания инфраструктуры в отраслях народного хозяйства. Так значительное место в программе заняли доклады по применению контрактов жизненного цикла, использованию цифровых технологий в проектах ГЧП, по реализации инфраструктурных проектов в сфере здравоохранения и обращения с твердыми коммунальными отходами. По традиции, по результатам конференции будет опубликован электронный сборник тезисов докладов ее участников, который будет проиндексирован в РИНЦ.
Конференция прошла в гибридном формате, всего приняло в ней участие 39 человек, в том числе 13 дистанционно. Завершила конференцию поездка на строительную площадку Витебской развязки ЗСД (первого этапа строительства широтной магистрали скоростного движения, организованная исполнителем проекта ООО «ПУСК» (ВТБ Инфраструктурный Холдинг»). Экскурсию для участников конференции подготовила ведущий специалист компании Анна Чечель, а провел – директор проекта Евгений Макаров.
Очередная одиннадцатая конференция пройдет 23 мая 2025 года уже под новым названием «Государственно-частное партнерство: модели и опыт».