Владимир Путин дал старт строительству ВСМ и нового энергоблока ЛАЭС
Президент отметил важность реализации масштабных проектов для инфраструктуры страныПрезидент РФ Владимир Путин 14 марта по видеосвязи принял участие в мероприятии, посвященном старту реализации двух крупных инфраструктурных проектов. Он официально дал старт строительству Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом, а также присоединился к церемонии заливки бетона в основание ядерного острова седьмого энергоблока Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС).
«Сегодня мы даем старт сразу двум масштабным, значимым проектам – созданию седьмого энергоблока Ленинградской атомной электростанции, а также Высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Санкт-Петербург», – сказал президент.
По его словам, доля атомной генерации в общем энергобалансе страны к 2045 г. должна достичь 25%. Строительство и запуск нового энергоблока ЛАЭС станет значимым вкладом для достижения цели, подчеркнул российский лидер. Сейчас атомные электростанции вырабатывают 20% всей электроэнергии в стране.
Обновление ЛАЭС
Ленинградская атомная электростанция – одна из крупнейших в России по установленной проектной мощности – 4400 МВт, и единственная с двумя типами реакторов. Сейчас в работе находятся два энергоблока РБМК-1000 (уран-графитовые ядерные реакторы канального типа на тепловых нейтронах электрической мощностью 1000 МВт) и два энергоблока поколения 3 «+» ВВЭР- 1200 (водо-водяные энергетические реакторы электрической мощностью 1200 МВт). Первый и второй энергоблоки РБМК-1000 были остановлены для вывода из эксплуатации, отработав 45-летний срок. В 2018 г. и 2021 г. их заменили двумя блоками ВВЭР-1200, рассчитанными на 60-летний срок службы с возможностью его продления еще на 20 лет.
В 2022 г. началась подготовка к строительству седьмого и восьмого энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200. Своими мощностями они заместят третий и четвертый энергоблоки, оснащенные реакторами РБМК-1000. Планируется, что ежегодная выработка каждого энергоблока, введенного в эксплуатацию, составит более 8,5 млрд кВт ч электроэнергии. Это не только обеспечит жителей Северо-Западного федерального округа светом и теплом, но и позволит продолжать реализацию крупных региональных инвестпроектов. Генеральным подрядчиком строительства ЛАЭС-2 выступает российская группа компаний «Холдинг «Титан-2». Во время церемонии Путин отметил, что в ходе строительства должны применяться в первую очередь отечественные разработки и оборудование. Это имеет большую важность для дальнейшего укрепления технологической независимости России.
ВСМ для двух столиц
Вторым проектом, которому дали старт на федеральном уровне, стало строительство Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). На церемонии глава «Российских железных дорог» Олег Белозеров отметил, что проектные работы еще продолжаются. Но по ряду участков они уже завершены. Кроме того, уже ведется строительство Центрального транспортного узла. Речь идет о выходе из Ленинградского вокзала в Москве в сторону Петербурга. В текущем году планируется освоить 14 млрд руб. и построить мост через канал имени Москвы, а также ряд больших искусственных сооружений.
Как сказал Белозеров, уже проделана большая работа по созданию высокоскоростного подвижного состава. К настоящему моменту выбран и утвержден эскиз варианта поезда. Он будет восьмивагонным и способным двигаться со скоростью 400 км/ч. Такие поезда можно будет сдваивать, а также использовать четыре разных типа вагонов.
В мероприятии принял участие и глава Сбербанка Герман Греф, рассказавший об опыте Китая в деле развития высокоскоростных магистралей. По его словам, валовый региональный продукт в регионах КНР, которые объединены ВСМ, растет на 20% быстрее, чем на всех остальных территориях. «В общем, даже зависимость такова, что в развитых территориях ВРП растет примерно на 15 процентов быстрее, а в депрессивных территориях растет на 25–30% быстрее, чем по всей остальной стране», – отметил он и пояснил, что для таких регионов, как Тверь, Новгород, областных территорий потенциал развития будет просто огромным.
Напомним, ВСМ пройдет по территориям Москвы, Петербурга, Московской, Ленинградской, Тверской и Новгородской областей. Поезда по магистрали будут ходить каждые 10-15 минут, а добраться из Петербурга в Москву можно будет за 2 часа 15 минут. Путь от Петербурга до Новгорода займет 29 минут, от Москвы до Твери – 39 минут. Между Петербургом и Москвой участок составит 679 км.
Реализация проекта будет проходить в два этапа. Первый проложат от Петербурга до Зеленограда, затратив порядка 1,755 трлн руб. в рамках концессионного соглашения. Второй – это выход из Москвы, который построят по инвестиционной программе РЖД за 221,5 млрд руб. В рамках строительства магистрали уже создана компания-концессионер «ВСМ – две столицы», сам проект концессии рассчитывают подготовить к апрелю.