«Газпром» к 2030 г. построит для Петербурга 40 пассажирских судов на СПГ

Сейчас флот компании включает только один теплоход – «Чайка»
Из 40 запланированных судов на СПГ будет построено 30 типа «Фонтанка» и еще 10 – типа «Чайка» или «Нева» /«Нева тревел»

Дочернее предприятие «Газпрома» – «Газпром СПГ технологии» – рассчитывает к 2030 г. увеличить свой флот пассажирских судов с двигателями, работающими на сжиженном природном газе (СПГ), на 40 единиц. Их планируется эксплуатировать в Санкт-Петербурге. Об этом журналистам рассказал генеральный директор компании Иван Кожевников.

По его словам, проект является частью программы развития СПГ-направления «Газпрома» до 2030 г., реализация которой оценивается в 500 млрд руб. Она включает строительство заводов по сжижению газа в 43 регионах России, заправок на СПГ-топливе, судов и т.д.

Из 40 запланированных судов на СПГ будет построено 30 типа «Фонтанка» и еще 10 – типа «Чайка» или «Нева». По предварительной оценке, строительство большого судна оценивается в 300-350 млн руб., малого – порядка 100 млн руб. Таким образом объем инвестиций в создание пассажирского флота составит не менее 6 млрд руб.

Флот будет строиться с привлечением в качестве финансового партнера «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК). «ГТЛК заказывают строительство, а получателем по лизингу будет «Газпром СПГ технологии», — уточнил Кожевников.

По такой же схеме компания выкупала первое и пока единственное свое судно на СПГ – теплоход «Чайка». Его построили на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького в октябре 2021 г., а с июля 2023 г. судно вышло на регулярные рейсы по маршруту «Санкт-Петербург-Петергоф», оператором выступал «Астра Марин». В текущем году маршрут изменился на «Центр-Лахта», а оператором стала компания «Нева тревел».

По словам Кожевникова, строительство новых судов планируют вести сразу на нескольких верфях в Татарстане, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. «Ближайшая поставка судов на СПГ будет через 2 года, затем это станет типовым проектом», — рассказал он. К проекту планируют привлечь Зеленодольский завод имени Горького (входит в «Ак Барс»), петербургскую судостроительную компанию «Техарсенал» и «Завод нижегородский теплоход». Проектированием займется инженерно-технический центр «Газпром СПГ Технологии».

Кроме того, компания параллельно будет развивать заправочную инфраструктуру на СПГ. Кожевников уточнил, что всего в городе планируется установить 10 бункеровочных станций. В пресс-службе рассказали, что две из них расположатся около Морского вокзала и Речного порта.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что Санкт-Петербург сейчас нуждается в обновлении пассажирского речного флота и проект «Газпрома» может стать одним из вариантов ввода в эксплуатацию новых судов. Генеральный директор ГК «Нева тревел» Юрий Набатов уточнил, что в Петербурге, прежде всего, есть необходимость в обновлении скоростного флота, возраст которого приближается к 40 годам. Что касается экскурсионно-прогулочного, то его средний возраст 15-20 лет.  «Для запуска на СПГ скоростного флота пока нет соответствующих отработанных технологий, а появление прогулочных судов с такими двигателями вполне возможно», — прокомментировал он.

Генеральный директор ООО «Петергоф экспресс» Анна Кузнецова добавила, что для успешной реализации проекта необходимо создать заправочную инфраструктура. «Если «Газпром» сможет создать достаточное количество заправочных станций, его логистику к причалам, то тогда это рабочий проект. На данный момент — это амбициозные планы», — считает она.

Строительство флота на СПГ позволяет «Газпрому» решать вопрос сбыта своей продукции в условиях ограничений на экспорт газа, говорит транспортный аналитик Владислав Булгаков. «Идет активная и успешная кампания по переводу автомобилей на газ, закономерно, что этот процесс расширяется на другие транспортные проекты», — добавил он.

Булгаков подчеркнул, что сегодня обновление пассажирского флота в Петербурге невозможно без участия государства. «Сегодня мало компаний готовы без госучастия строить флот, а экономика судна на СПГ до конца непонятна. Задача «Газпрома» – показать эффективность финансовой модели», — прокомментировал он.

При этом эксперты полагают, что появление судов на СПГ может составить конкуренцию проектам на электротяге. Ранее «Ведомости» писали, что судоверфь «Эмпериум» (входит в Sitronics Group), расположенная в Ленинградской области, планирует к 2030 г. построить 25 гибридных судов проекта «Москва 2.0», оснащенных электродвигателем. Все суда построят по заказу АО «ВодоходЪ Пассажирский порт». Но электроходы помимо Петербурга планируют эксплуатировать в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Уфе и Перми.

«Электрический транспорт по экономике, к сожалению, не может работать безубыточно. Стоимость судов на СПГ тоже выше по сравнению с дизельными аналогами, но у них как минимум больше автономность плавания и, вероятнее всего, ниже стоимость строительства», — резюмировал Набатов.