УКООЛО и НЭО пожаловались на проблему сбыта производимого из мусора техногрунта
После обработки отходов 40% всего мусора идет на выпуск техногрунта, но его применение не урегулировано нормативами
Региональные операторы по обращению с отходами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области столкнулись с проблемой сбыта техногрунта, производимого на КПО «Кингисепп» и КПО «Волхонка». Потенциальные партнеры готовы приобретать техногрунт, однако нормативы его применения до сих пор не утверждены государством. Об этом 25 февраля рассказал генеральный директор «Управляющей компании по обращению с отходами Ленинградской области» Антон Бучнев на заседании комиссии по АПК, сельским территориям и природопользованию Общественной палаты Ленобласти и Экосовета.
Как пояснил Бучнев, государство в лице Росприроднадзора обязывает региональных операторов производить технический грунт. В частности, этот материал можно использовать при проведении строительных и дорожных работ или работ по благоустройству. Однако на данный момент техногрунт не входит в СНиПы (строительные нормы и правила).
«К сожалению, в настоящее время государством еще не определены нормативы использования технического грунта. <...> Если компания добавляет материал, который не предусмотрен СНиПом, – это прямое основание для того, чтобы получить отрицательное заключение экспертов по тому или иному разделу», – пояснил Бучнев.
Сейчас УКООЛО планирует получить первую партию технического грунта, произведенного на КПО «Кингисепп». Комплекс ввели в эксплуатацию в декабре 2024 г., мощность предприятия составляет 300 000 т переработки мусора в год, из которых 90 000 т – это органика. Поскольку производство техногрунта только запущено, конкретные показатели выхода готового продукта пока неизвестны.
Производство техногрунта включает в себя несколько этапов. Первый – это выборка из общего объема мусора крупногабаритных отходов и их дробление. Второй – отделение вторичных материальных ресурсов: стекла, металла и различных видов пластика. На третьем этапе с помощью сепарации выделяются органические отходы, которые и используются для производства техногрунта. Следующий этап – это буртовое биокомпостирование с использованием мембран. Здесь отходы подвергаются воздействию бактерий и высокой температуры, что ускоряет химическую реакцию разложения. В процессе разложения отходы обрабатывает специальная техника, чтобы ускорить компостирование. По истечении определенного периода времени получается технический грунт.
Как рассказал директор по развитию «Невского экологического оператора» Дмитрий Биллер, на КПО «Волхонка» в Санкт-Петербурге входящие отходы проходят через аналогичные этапы обработки. Однако органические отходы попадают в цех тоннельного компостирования. Всего в комплексе построено 36 тоннелей, где отходы укладываются буртами и выдерживаются в течение 21 дня. Конечным продуктом этого процессе является техногрунт.
По данным «Невского экологического оператора», объем образования ТКО в Санкт-Петербурге на текущий момент составляет 1,8 млн т в год. КПО «Волхонка» способен принимать 600 000 т отходов в год. В результате переработки из данного объема около 40% приходится на производство техногрунта. Еще порядка 15% могут быть выделены и проданы как вторичные ресурсы, примерно из 20% создается RDF-топливо и еще 25% не поддаются переработке и отправляются на размещение.
«Но при использовании непосредственно самого техногрунта мы сталкиваемся с теми же проблемами в части нормативного регулирования, что и коллеги. В значительной степени изменения в законодательстве уже начались в части установления тарифов на производство и компостирования техногрунта», – отметил Биллер.
Как отмечает Бучнев, УКООЛО неоднократно обсуждала решение проблемы применения техногрунта с Ассоциацией региональных операторов и Министерством природы РФ. По его словам, на данный момент есть два варианта решения проблемы. Первый – это экономическое стимулирование компаний, то есть введение льгот и субсидий для предприятий, которые применяют технический грунт. А второй вариант – это введение регламентов, обязывающих использовать данный материал при проведении определенных работ.
Между тем генеральный директор ГК «Нэорециклинг» Роман Казаков уверен, что введение субсидий не решит проблему. Основным препятствием для промышленного использования техногрунта остается отсутствие понятных законодательных норм, считает он.
«Субсидирование – это расходование бюджетных средств. На наш взгляд одно из решений – создание рынка потребления этого грунта, в том числе государственными заказчиками. Например, есть много производителей почвогрунта, который можно использовать при благоустройстве, но его нельзя применять в больших масштабах для муниципальных нужд. Поэтому необходимо создавать понятную законодательную базу для закупки таких видов грунта для областных, районных или муниципальных нужд, тем самым экономя бюджет», – добавил Казаков.
При этом опрошенные изданием эксперты отмечают и другие проблемы, которые могут возникнуть при использовании техногрунта в промышленных масштабах. С одной стороны, когда органическая фракция проходит через процедуру компостирования – она становится менее опасной для окружающей среды, говорит руководитель экодвижения «РазДельный сбор» Татьяна Нагорская. Такой материал можно применять для рекультивации карьеров, нарушенных земель или пересыпки слоев на полигонах. Но с другой, если обязать компании использовать технический или искусственный грунт, это повысит загрязнение территории микропластиком, считает эксперт.
«Нельзя сказать, что мы сильно приветствуем, чтобы техногрунт был закреплен в СНиПах. Нужно понимать, что иначе это бомба замедленного действия. Мы таким образом разместим огромное количество полимеров, которые превратятся в микропластик и попадут в окружающую среду», – считает Нагорская.
По ее мнению, мощности полигонов по биокомпостированию лучше использовать для чистой органической фракции, а не смешанных видов отходов. В перспективе полученный компост можно применять в коммунальном хозяйстве города. Например, для обеспечения газонов, поскольку город ежегодно на эти цели тратит большие средства на закупку почвогрунтовых смесей, отмечает Нагорская.
