«Адмиралтейские верфи» выиграли суд у финской Wartsila с требованием вернуть 2,38 млн евро

Но получить деньги в ближайшее время у российской компании вряд ли получится, отмечает юрист
«Адмиралтейские верфи» строят траулеры по заказу «Русской рыбопромышленной компании» /«Адмиралтейские верфи»

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение о взыскании с финской компании Wartsila Solutions Oy (АО «Вяртсиля Солюшенс») 2,377 млн евро в пользу «Адмиралтейских верфей» (входят в ОСК). Судебный акт опубликован на сайте суда 20 сентября.

Взыскиваемая сумма – это уплаченные верфями авансовые платежи на поставку оборудования. Производитель судов и судового оборудования из Финляндии должен был поставить комплектующие для рыболовных траулеров, но не выполнил обязательства.

Предметом судебного спора стали два контракта, которые «Адмиралтейские верфи» подписали с финляндской Wartsila Solutions Oy в сентябре 2021 г. Оба контракта касались поставок, монтажа и испытаний главных двигателей, пропульсивных комплексов и вспомогательных дизель-генераторов с сопутствующим оборудованием для четырех рыболовных траулеров проекта ST-192 – по два на каждый контракт. Стоимость обоих контрактов составила 19 млн евро, из которых 2,4 млн евро «Адмиралтейские верфи» выплатили Wartsila до момента введения международных санкций.

Из материалов суда следует, что Wartsila при этом не исполнила своих обязательств по данным договорам, а летом 2022 г. официально заявила о прекращении сотрудничества с Россией. Спорные контракты должны были быть исполнены в октябре 2022 и в октябре 2023 гг., соответственно.

«Адмиралтейские верфи» строят траулеры по заказу «Русской рыбопромышленной компании». К настоящему моменту заказчику передали уже четыре из десяти судов. Головное судно проекта ST-192 «Капитан Вдовиченко» передано прошлым летом. А 14 августа этого года был поднят государственный флаг на четвертом траулере «Механик Сизов». Остальные шесть траулеров находятся на разных стадиях строительства, сроки их сдачи на данный момент не озвучивались.

В решении суда сказано, что для предприятия отказ ответчика от исполнения обязательств по договорам создал «реальную и серьезную угрозу невозможности выполнения работ по строительству и передаче судов заказчику в установленный срок». А нарушение сроков поставки товара, в свою очередь, влечет за собой увеличение стоимости работ и риски простоя работников предприятия и иных подрядных организаций, задействованных в строительстве судов.

Издание «Ведомости Северо-Запад» направило запрос «Адмиралтейским верфям» с вопросом о том, каким образом отказ от сотрудничества с финляндским поставщиком отразится на исполнении обязательств перед «Русской рыбопромышленной компанией». Оперативно получить ответ не удалось.

Генеральный директор петербургского ООО «Морские комплексные системы» Павел Зубков отмечает, что оборудование, которое «Адмиралтейские верфи» закупали у Wartsila, в России не производится. Вопрос его импортозамещения встал только в прошлом году. В конце 2022 г. Минпромторг выделил 17 млрд руб. субсидий в рамках правительственного постановления №1872 на импортозамещение судового комплектующего оборудование российскими производителями. Срок завершения разработок – 2024 г. По мнению Зубкова, для полноценного импортозамещения оборудования для рыбопромысловых судов потребуется еще несколько лет, так как задача была поставлена слишком поздно.

«У коллег из «Адмиралтейских верфей» сейчас просто нет другого выхода, кроме срочного поиска аналогов финляндского оборудования в странах Азии, в противном случае они не справятся с собственными обязательствами перед «Русской рыбопромышленной компанией», – отмечает бизнесмен.

Партнер юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов полагает, что в настоящее время исполнить решение российского арбитражного суда в Финляндии не представляется возможным. «Поскольку решение вынесено государственным арбитражным судом, признать и привести его в исполнение в Финляндии через порядок, предусмотренный Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., не получится», – поясняет он.

Но у российской компании есть другие возможности взыскания долга. «Я бы обратил внимание на активы Wartsila на территории России, если таковые имеются. Кроме того, любая зарубежная компания, отказавшаяся выполнять обязательства по российскому контракту, когда-то вернется. Поэтому необходимо все фиксировать для окончательного "счета" и ждать, когда появится возможность получить, что называется, с процентами», – говорит юрист.

Напомним, что летом петербургский арбитраж рассмотрел аналогичные иски АО «Балтийский завод» к Wartsila. Суд определил, что международные санкции не распространяются на доступ российских компаний к правосудию в Евросоюзе, а потому взыскивать с бывших иностранных партнеров финансовые гарантии за неисполненные из–за их ухода из России обязательства следует в международных арбитражах. Такое определение петербургский арбитраж вынес по иску Балтийского завода к Wartsila Oyj Abp, гарантировавшей поставку оборудования для строительства ледоколов проекта 22220 на 7,6 млн евро. Обязательства не выполнила другая «дочка» финского судостроительного холдинга – Wartsila Solutions Oy, проигравшая спор «Адмиралтейским верфям». Решение о взыскании 5,1 млн евро с Wartsila Solutions Oy петербургский арбитраж вынес в конце мая, в конце августа оно вступило в законную силу.