В «Метрострое Северной столицы» второй раз за год сменился гендиректор
Главная задача нового руководителя – ускорить строительство метроСовет директоров АО «Метрострой Северной столицы» (МССС) назначил нового генерального директора. Им стал Дмитрий Васильев. Он вступит в должность с 26 сентября, сообщила пресс-служба МССС утром в понедельник, 25 сентября.
Это уже второе назначение руководителя компании за последний год. Напомним, что в декабре 2022 г. МССС возглавил московский топ-менеджер Кирилл Петров. Ранее Петров занимал руководящие посты в АО «Газстройпром» и АО «Объединение «Ингеоком» — одном из подрядчиков по строительству метро в Москве, где он работал на должности заместителя генерального директора. Среди проектов, реализованных при участии Петрова, – участок Большой кольцевой линии московского метрополитена. В момент назначения Петрова в пресс-службе МССС уточняли, что его предшественник Владимир Шмидт обеспечивал переходный период после формирования АО «Метрострой Северной столицы» и занимался переводом сотрудников из обанкротившегося «Метростроя» в новую организацию. А задачей Петрова было вывести процессы метростроения на плановый уровень.
С назначением нового гендиректора Дмитрия Васильева руководство компании вновь возвращается в руки петербургского менеджмента. По данным пресс-службы, Васильев начинал свою карьеру в ЗАО «СМУ-11 Метрострой», бывшей «дочки» петербургского «Метростроя», ликвидированной в прошлом году. Затем он занимал должность руководителя отдела реконструкции и строительства метрополитена в комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. После чиновничьей должности перешел на работу в МССС, где был исполнительным директором.
У Васильева есть непосредственный опыт работы в петербургской подземке: он принимал участие в строительстве станций метро «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары», а также «Зенит» и «Беговая».
Как подчеркивают в компании, главная задача Васильева – нарастить темпы строительства метро. «В должности генерального директора Дмитрий Васильев сконцентрируется на увеличении темпов строительства новых станций петербургского метрополитена и наращивании производственно-технической базы компании», — говорится в сообщении пресс-службы.
От МССС ждут новые станции
Напомним, что в последний раз в Санкт-Петербурге открывали новые станции метро в 2019 г.: это было расширение «фиолетовой» ветки за счет «Проспекта Славы», «Дунайской» и «Шушар». В 2024 г. планируется открыть три новые станции. Таким образом, перерыв в запуске новых проектов составит пять лет. В июне этого года губернатор города Александр Беглов сообщал, что к 2032 г. в городе будет построено 20 новых станций, и проведена реконструкция 12 существующих.
При этом Смольный заявлял о готовности увеличивать финансирование строительства. В бюджеты на 2023 и 2024 гг. было заложено по 30 млрд руб. инвестиций в год на развитие новых линий. В Смольном отмечали, что финансирование может быть увеличено до 50 млрд руб. в год. Но как уточнил вице-губернатор Санкт-Петербурга Алексей Корабельников во время презентации проекта бюджета на 2024 г., увеличение финансирования станет возможным, только когда метростроители нарастят темпы осуществления работ.
На данный момент МССС достраивает четыре станции метро, которые начинал строить обанкротившийся «Метрострой»: «Путиловскую», «Юго-Западную», «Горный институт» и «Театральную» (транзитная для поездов «оранжевой» линии).
Также летом начались работы по продлению Невско-Василеостровской («зеленой») линии от станции «Беговая» в сторону будущих «Богатырской» и «Каменки». Это первые объекты, которые МССС начинал самостоятельно строить «с нуля». При этом специалисты продолжают вести реконструкцию «Чернышевской» и «Ладожской».
Нехватка оборудования и специалистов
Для ускорения темпов строительства метрополитена новый гендиректор должен будет решить вопросы технологического оснащения компании и кадрового голода. Сейчас в собственности МССС есть один выкупленный горнопроходческий щит у старого «Метростроя», еще пять находятся в аренде. Из-за нехватки оборудования для наращивания темпов строительства метро компания в начале 2023 г. заключила контракт с Обуховским заводом на поставку двух горнопроходческих щитов диаметром 5,63 м, а также двух укладчиков для наклонного хода и 19 укладчиков тюбингов. Стоимость контракта составила 2,37 млрд руб. Но оборудование будет поставлено только через 26 месяцев, то есть метростроители смогут выйти на увеличение объемов строительства только с 2025 г.
Вместе с этим компании не хватает сотрудников. За год коллектив МССС вырос на 1000 человек и составляет около 4000. Однако для закрытия потребности в работниках компании приходится массово привлекать временный персонал. В августе МССС заключил контракт с ООО «Строй инвест персонал» почти на 899 млн руб. Подрядчик будет предоставлять для строительства метро в течение девяти месяцев арматурщиков, бетонщиков, электрогазосварщиков, штукатуров и каменщиков. Всего будет дополнительно задействовано еще около 1000 человек. По оценке экспертов, для выполнения плана до 2032 г. штат нужно будет увеличить как минимум в 1,5-2 раза.
Погрязли в спорах
Опрошенные изданием «Ведомости Северо-Запад» эксперты считают, что новое назначение связано с трудностями, которые возникли при строительстве новых станций метро. Генеральный директор СРО «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов уточняет, что городские власти ждут от МССС наращивания темпов строительства, но кроме запуска щита на зеленой линии существенных изменений пока не произошло.
Главный редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков напоминает, что у компании в этом году возникли трудности при строительстве коричневой ветки. МССС дважды проводил конкурс на проектирование продолжения коричневой ветки метрополитена от станции «Путиловская» до станции «Обводный канал-2». Первый раз торги не состоялись, так как стоимость работ оказалась занижена. Во второй раз сумма была увеличена почти в 6 раз – до 1,8 млрд руб., торги выиграло московское АО «Метрогипротранс».
Кроме того, из-за спора проектировщиков были отложены работы на ветке метро от «Казаковской» до «Путиловской». Контракт на проведение горно-экологического мониторинга строительства по итогам закупки должен был достаться петербургскому «Ленметрогипротрансу». Но московский «Метрогипротранс» оспорил результаты торгов. Разбирательства продолжаются до сих пор.
По словам Булгаков, ожидать увеличения темпов строительства от смены гендиректора не стоит, так как одна из ключевых проблем МССС заключается в отсутствии необходимого количества оборудования. «Новый гендиректор не сможет нарастить темпы строительства без оборудования, без новых щитов. Надо помнить, что компания не осваивала средства, потому что не было оборудования», — резюмировал Булгаков.