Петербургский производитель хочет занять нишу финской компании по выпуску тяжелых бонов
КМЗ уже заключил первые контракты на выпуск импортозамещающего оборудования на 1,2 млрд руб.Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) совместно с компанией «Северное море» заключили первые контракты на производство тяжелых морских надувных бонов, которые до этого поставлял в Россию производитель из Финляндии. Первыми заказчиками стали дальневосточная «Звезда» и «Газпром шельф», а общая сумма уже заключенных и обсуждаемых контрактов на 2024 г. оценивается более чем в 1,2 млрд руб., рассказал изданию «Ведомости Северо-Запад» владелец КМЗ Михаил Даниленко.
Тяжелые морские надувные боны предназначены для локализации пятен аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в сложных климатических условиях – в открытом море во время штормов и низких температур. На данный момент производителей таких бонов в России нет. До введения международных санкций более половины потребностей отечественного рынка в этой сфере удовлетворяла финская компания Lamor.
Чем занимается КМЗ
ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» зарегистрировано в мае 2013 г. в Санкт-Петербурге. По данным СПАРКа, у компании 175 млн руб. уставного капитала и единственный владелец Михаил Даниленко. КМЗ входит в одноименный военно-промышленный холдинг, объединяющий около десятка компаний с суммарным оборотом за 2023 г. около 8 млрд руб. Основная продукция холдинга – дизельные силовые установки и катера специального назначения.
КМЗ первым в РФ заявил о начале собственного производства таких бонов и сопутствующего оборудования – скиммеров-нефтесборщиков, кассет для хранения боновых заграждений, арматуры, трубопроводов и компрессоров, которые представляют собой полные комплекты оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН) в тяжелых климатических условиях.
Даниленко рассказал, что на текущий момент предприятие уже подписало два контракта на поставку тяжелых морских бонов на 617 млн руб. с подконтрольным «Роснефти» дальневосточным ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» и с ООО «Газпром шельф». Еще четыре контракта почти на 600 млн руб. находятся в стадии подготовки к подписанию. Заказчиками в них выступают «Лукойл», Новороссийский морской торговый порт, подконтрольное Минтрансу ФГБУ «Морспасслужба» и Министерство обороны. Комментарии потенциальных заказчиков оперативно получить не удалось.
Производство тяжелых морских бонов и сопутствующего оборудования организовано заводом на базе ООО «Северное море», владельцем которого с августа 2021 г. является входящее в холдинг КМЗ ООО «Кировская кузница». Цеха компании расположены в Петербурге и в Волосовском районе Ленинградской области.
По словам Даниленко, на момент сделки «Северное море» уже имело пакет лицензий, сертификатов и согласованных технических условий на производство оборудования для ЛАРН, сертифицированные боновые заграждения, подписанные технические условия, в том числе техническое задание от Министерства обороны на опытно-конструкторскую работу на комплекс оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти.
Кроме того, по техническому заказу КМЗ нефтекамское АО «Искож» разработало эластомерный материал, из которого изготавливаются тяжелые морские боны. В прошлом году Российский морской регистр судоходства выдал предприятию свидетельство о типовом одобрении данного материала.
«Сложно просто прийти на рынок и сказать, что с завтрашнего дня будешь, допустим, производить токарные станки. Нужна узнаваемость в соответствующем секторе бизнеса. Когда рынок знает, что такое-то предприятие производит такое-то оборудование, все гораздо проще, чем начинать с нуля…», – говорит Даниленко. Инвестиции в запуск производства импортозамещающего оборудования с учетом приобретения «Северного моря» бизнесмен оценил в 150 млн руб.
Участники рынка считают, что планы КМЗ занять место финской Lamor на российском рынке боновых заграждений осуществимы лишь в случае, если помимо самих боновых заграждений КМЗ сумеет организовать производство полных комплектов оборудования для ЛАРН совместимых с тяжелыми морскими бонами. Владелец и генеральный директор ООО «ТПО «Кронштадт» (занимается поставками промышленного и судового оборудования, в том числе для ЛАРН) Андрей Зарафьянц полагает, что в России прежде всего было бы востребовано импортозамещающее производство полных комплексов оборудования для ЛАРН.
«Безусловно, боновые заграждения Lamor имеют определенные технические нюансы, за которые их любят. Но с изготовлением собственно боновых заграждений, на мой взгляд, в России проблем быть не должно – с технической точки зрения это не настолько технически сложное изделие. А вот поставка полного комплекса оборудования для ЛАРН – очень актуальная задача, ведь в него, помимо заграждений, входит большой перечень дорогостоящих модулей – скиммеры, трубопроводы, специальные фильтры, насосы, вакуумные установки. Собственно боновое заграждение помогает локализовать загрязнение, а дальше нужно его убрать. Такие комплексы и востребованы в России, их импортозамещение – важная и интересная задача. Для наших заказчиков мы уже предложили альтернативы системам Lamor. Появление российского производителя боновых заграждений позволит сформировать комплекты ЛАРН с большим вкладом отечественной промышленности. И что самое главное – с разумной ценой», – говорит Зарафьянц.
Владелец и генеральный директор ООО «Морские комплексные системы» (МКС) Павел Зубков также считает, что подобный проект вполне может быть успешным. «Коллеги сделали правильный тактический ход, начав организацию импортозамещения финляндского оборудования для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов с приобретения компании, уже имеющей похожие референции. Теперь важно изготовить такой продукт, который не разочарует рынок, где эта компания зарекомендовала себя – тогда процесс должен пойти», – говорит он.
В то же время он отмечает риски, с которыми может столкнуться производитель. «Нельзя забывать об еще одной составляющей российского бизнеса: у нас многие слишком привыкли думать, будто любое иностранное лучше любого российского. Из-за этого крупные заказчики предпочитают покупать китайское оборудование вместо европейского, даже не пытаясь осмыслить, не лучше ли купить российское. И это – государственная проблема. Я считаю, что государство должно всеми силами поддерживать импортозамещение, а не смену одних иностранных поставщиков на других. Особенно в оборудовании для судоходства – у нас же морская держава», – заключил Зубков.