Рост продаж электромобилей в Петербурге практически остановился

В Ленобласти в июле спрос на электромобили в годовом выражении упал
Продажи отечественных электрокаров продолжают исчисляться единицами /Freepik

Продажи электрокаров в Санкт-Петербурге в июле 2024 г. выросли всего на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из отчета «Автостат инфо» (имеется в распоряжении редакции). Всего за июль этого года было зарегистрировано 77 электромобилей против 72 в июле 2023 г.

При этом в период с января по июль 2024 г. продажи электрокаров выросли более чем в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Всего было зарегистрировано 707 электромобилей.

В соседней Ленинградской области продажи электромобилей в июле 2024 г. сократилась более чем в два раза по сравнению с июлем 2023 г. В регионе было зарегистрировано шесть таких машин против 13 в прошлом году. При этом за семь месяцев 2024 г. продажи выросли в 2,2 раза к аналогичному периоду прошлого года, за этот период было зарегистрировано всего 107 электромобилей.

Самым популярным автомобилем в Петербурге в июле стали китайский Zeekr – 41,  а также Avatr и Lotus – по четыре зарегистрированных электромобиля. В Ленобласти из шести автомобилей на Zeekr пришлось три электрокара, на Avatr, Evolute и Ora – по 1.

Примечательно, что в Петербурге и Ленобласти производимые в России электромобили не пользуются большим спросом. В Северной столице в июле этого года было зарегистрировано всего по одному автомобилю калининградского и московского производств Amberavto и «Москвич 3Е», а также три электромобиля липецкого производства Evolute.

«Ведомости» ранее сообщали, что продажи новых электрокаров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области начали снижаться еще во II квартале 2024 г. К уровню I квартала 2024г., за этот период они упали в Северной столице на 27,8%, а в Ленобласти – на 44,6%.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты рассказали, что ситуация на рынке электромобилей напрямую зависит от изменившихся правил ввоза таких авто через параллельный импорт. Новые требования федеральных властей и дальше будут влиять на этот сегмент авторынка.

Напомним, с февраля 2024 г. в России ужесточили правила сертификации электромобилей, которые не указаны в перечне брендов для параллельного импорта. Уже во II квартале к этим ограничениям был добавлен запрет на ввоз в России электромобилей и гибридов, растаможенных в странах ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии). В результате ввозимые в РФ «серым» импортом популярные Zeekr, Tesla, Lotus, Avatr и пр. попали под введенные ограничения и запреты.

Автомобильный эксперт Денис Гаврилов рассказал, что в результате замедления роста продаж электрокаров их доля на рынке Петербурга снова опустилась ниже 2% от общего объема проданных новых легковых машин из-за повышения стоимости, вызванного новыми правилами ввоза. «Импортируемые электрокары столкнулись с неизбежным повышением цен из-за новых правил ввоза. Продажи лидеров этого сегмента замедлились», — прокомментировал он.

Кроме того, продолжается тенденция, начавшаяся во II квартале 2024 г., на сокращение предложения ввозимых по параллельному импорту электромобилей, отметил директор по продажам и развитию «Авто.ру Бизнес» Даниил Шкурыгин. «Ожидать дальнейшего роста в условиях сокращения количества предложений и повышения цен не приходится. Пока электромобили останутся скорее нишевым продуктом», — прокомментировал он.

Гаврилов добавил, что даже при новых ограничениях на большинство зарубежных марок электрокаров продажи отечественных машин все еще «исчисляются единицами». «Они перестали быть популярными в Петербурге, в том числе среди корпоративных клиентов», — подчеркнул он.

При этом развитие инфраструктуры для электрокаров остается важным фактором для покупки таких автомобилей в городе, считает Шкурыгин. «В Петербурге планируют открыть порядка 500 ЭЗС к 2026 г., что также является ключевым драйвером для приобретения таких машин», — рассказал эксперт.

По данным Смольного, всего до конца только 2024 г. планируется открыть 61 зарядную станцию мощностью не менее 149 кВт. Сейчас в городе действует более 260 ЭЗС. При этом общее количество электромобилей в Петербурге превышает чуть более 3500 единиц.