Мурманский порт к 2035 году может нарастить грузооборот в пять раз
Однако ключевым условием для роста перевалки является расширение путей РЖД и решение вопроса цены, отмечают эксперты
Прогнозируемый грузооборот морского порта Мурманск к 2035 г. может вырасти до 264 млн т. Об этом на совместном заседании комиссий Госсовета РФ «Международная кооперация и экспорт» и «Северный морской путь и Арктика» в рамках III форума «Арктика-регионы» в Архангельске заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Он напомнил, что по итогам 2024 г. порт перегрузил свыше 52 млн т. Согласно данным Ассоциации морских торговых портов, это на 10,3% меньше, чем за 2023 г. В то же время на мурманский порт сегодня приходится более 50% всего объема перевалки арктического бассейна, в 2024 г. она составила 92,9 млн т, включая перегрузку в Мурманске, Сабетте, Варандее и Архангельске. Согласно данным властей региона, в этом году Мурманск может перевалить 72 млн т грузов, в 2026 г. – 97 млн т, в 2027 г. – уже 137 млн т. При этом согласно данным ассоциации, в январе-июне перевалка в Мурманске составила 25,3 млн т (-7,4%). А один из крупнейших стивидоров – АО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП, входит в АО «Портовый Альянс») заявил о падении перегрузки в I полугодии на 14,6% до 6,2 млн т.
По данным губернатора, с 2030 г. на терминалы Мурманска начнут поступать грузы из Белоруссии. Речь в первую очередь идет о минеральных удобрениях и нефтепродуктах. В разговоре с «Ведомостями» Чибис уточнил, что из республики ежегодно будет поступать около 30 млн т грузов. Также ожидается прирост российских и транзитных грузов.
«Это минеральное удобрение, железнодорожные контейнеры. Это транзитный груз, связанный с контейнерной перевалкой», – сказал губернатор, уточнив, что хоть уголь не будет основным грузом, также ожидается рост его перевалки, несмотря на текущее падение. «Что касается падения того же самого угля, понятно, что это временная конъюнктура, эксперты прогнозируют рост стоимости угля, ценовая политика циклична, и есть подробные обоснования этой грузовой базы», – подчеркнул он.
Чибис напомнил, что в этом году был запущен новый портовый район «Лавна» – это первый этап на пути расширения мощностей всего порта Мурманск. Первая разгрузка на угольном терминале «Лавны» на западном берегу Кольского залива состоялась в марте 2025 г. Проект является составной частью «Комплексного развития Мурманского транспортного узла» и реализуется в соответствии с госпрограммой «Развитие транспортной системы». Ожидается, что порт сможет принимать 18 млн т грузов в год (в первую очередь – удобрения и уголь). Кроме того, на территории «Лавны» к 2028 г. планируется построить комплекс для перевалки белорусских грузов мощностью 25-30 млн т в год.
В то же время губернатор обращает внимание, что планы по росту грузооборота зависят от расширения подъездных путей РЖД – их необходимо увеличить в три раза. Согласно данным РЖД, проект по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к мурманскому порту на участке Волховстрой – Мурманск с увеличением провозной способности до 110 млн т пока только рассматривается. Задачу расширить сеть железных дорог на севере России поставил президент России Владимир Путин на пленарном заседании Международного арктического форума в Мурманске весной этого года. Необходимый объем инвестиций, сроки строительства и источники инвестирования ни власти, ни РЖД пока не озвучивают.
Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов отмечает, что загрузка мурманского порта сегодня составляет лишь 50-60%. Руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко говорит, что планы властей региона в сегодняшних реалиях выглядят «весьма амбициозно». «Мурманский порт не находится в ситуации дефицита мощностей. По факту он недозагружен. Тем не менее, не стоит забывать о его роли в долгосрочных планах развития Северного морского пути. Именно в этом контексте и следует первую очередь рассматривать все планы его развития», – говорит эксперт.
Заместитель председателя правительства РФ Юрий Трутнев сообщал, что грузопоток по СМП за 2024 г. составил 37,9 млн т. Как прогнозировал в марте этого года первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, в этом году объем грузопотока по СМП должен превысить 40 млн т. В марте 2025 г. президент РФ Владимир Путин на форуме «Арктика – территория диалога» заявил, что к 2030 г. грузооборот СМП ожидается на уровне 70-100 млн т.
По оценке Фролова, наиболее привлекательным для экспортных рынков с перевалкой через Арктику являются минеральные удобрения. Руководитель проектов компании «Имплемента» Евгения Попова отмечает, что порты Мурманска и Архангельска являются стратегически важным «узлом» для отгрузки удобрений, однако вклад данного груза в увеличение грузооборота через Мурманск составит лишь 2–4% или 4–10 млн т от общих заявленных планов расширения. В то же время потенциал перенаправления поставок из Беларуси заметно больше и составляет около 9 млн т. «Так, при проработке проекта строительства терминала для отгрузки белорусского хлористого калия, грузооборот может утроиться», – уверена она.
С нефтепродуктами ситуация сложнее, отмечает Фролов, все будет зависеть от готовности стран-покупателей смягчить санкционное давление на фоне роста напряженности на Ближнем Востоке. «При создании благоприятных условий с тарифной точки зрения через Мурманск можно увеличивать поставки и таких массовых грузов, как уголь», – говорит эксперт.
Представитель пресс-службы «Портового Альянса» тоже обращает внимание, что из-за удаленности порта важно решить проблему высокой стоимости железнодорожных расходов на доставку грузов. «По этой причине сейчас грузооборот единственного универсального порта в регионе устойчиво снижается», – пояснил собеседник издания. Например, согласно данным NEFT Research, падение цен и рост затрат на логистику привели к убыточности экспорта в 2024 г. через порт Мурманска одного из ключевых грузов – энергетического угля. Из-за высоких затрат на логистику экономика поставок энергетического угля (марка д, fob nar 6000) через Мурманск упала на 30% с 10 010 до 7070 руб. за 1 т. При этом затраты экспортеров на железнодорожную логистику, наоборот, выросли с 2592 до 3587 руб. за 1 т. Фролов говорит, что в среднесрочной перспективе ситуация должна измениться, что создаст точки роста для угольных и портовых компаний.
Но Десятниченко также указывает, что ключевым вопросом развития порта станет расширение провозных мощностей железной дороги: «Какой смыл иметь портовые терминальные мощности, если узким горлышком здесь станет железная дорога?». По оценке старшего менеджера практики инфраструктуры и проектного финансирования «ТеДо» Алексея Добрина, сейчас мощность железнодорожных подходов в направлении портов мурманского транспортного узла с учетом «Лавны» составляет 45 млн т в год. «Даже при условии учета в грузообороте обратной загрузки, потребуется создание новой инфраструктуры в объеме до 180 млн т. Это может потребовать кратный прирост мощностей. А с учетом опыта реализации других проектов, расшивка инфраструктуры потребует большего времени», – подчеркнул эксперт.
