Петербуржцы устремились в классифайды

Шеринговые платформы уже «дышат в затылок» по темпам прироста обычной онлайн-торговле
Заданные сектором электронной коммерции стандарты сервиса и скорость оказываемых услуг начали распространяться и в C2C-сегменте

По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2024 г. рост онлайн-продаж составит около 25–30%. Аналитики Data Insight каждый раз убедительно демонстрируют, что драйверами этого тренда являются крупнейшие российские маркетплейсы, однако по темпам роста в затылок им уже дышат классифайды (шеринговые платформы по продаже новых и подержанных вещей).

Площадкам, традиционно фокусирующимся на частных сделках, удается расти сравнимыми с маркетплейсами темпами. Так, в 2023 г. петербуржцы совершили на них более 18 млн сделок, что на 12% больше, чем в 2022 г. Количество сделок показывает стабильный рост из года в год.

После нескольких лет устойчивого роста рынок С2С (consumer to consumer – «от потребителя к потребителю») получил ускорение в 2022 г. Дополнительный рост был вызван уходом из России многих иностранных производителей и изменениями клиентских предпочтений покупателей в сторону более разумного потребления. Эти факторы привели к увеличению спроса на ресейл-механики, что особенно проявилось в нише люксовых предметов: с марта по ноябрь 2022 г. их востребованность выросла на 72%, а продажи — на 189%. Продажи премиум-брендов в 2023 г. возросли с сопоставимыми цифрами: в Санкт-Петербурге общая динамика роста составила 57% год к году.

Еще одним немаловажным трендом стал рост популярности идей осознанного потребления, особенно среди молодой аудитории. Популярность принципов экологической ответственности в совокупности с расширением и вхождением в моду понятия «винтаж» также оказала свое влияние на рыночную ситуацию. Среди лидеров по покупкам, конечно, есть и Санкт-Петербург. Правда, если в Москве в 2022 г. общий спрос на мужскую одежду и обувь за год повысился на 80%, то в Санкт-Петербурге лишь на 50%. И это при том, что общее количество сделок в Северной столице выросло вдвое. Эта категория сохранила динамику роста, и в 2023 г. количество сделок увеличилось еще на 30%.

Важно отметить, что такая динамика обусловлена, в частности, и тем, что заданные сектором электронной коммерции стандарты сервиса и скорость оказываемых услуг начали распространяться и в C2C-сегменте. За последние несколько лет доставка стала неотъемлемой частью и на классифайдах. Возможность получить продукты питания, технику, одежду, обувь и многое другое на дом или в пункт выдачи заказов стала привычной для потребителя. Так, за 2023 г., по данным Data Insight, количество выполненных доставок увеличилось в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. А количество компаний, занятых в сфере курьерских доставок, также возросло на 17% в сравнении с 2020 г.

Рост сферы курьерских перевозок виден и по количеству вакансий в индустрии. По данным «Авито работы», за 2023 г. количество вакансий курьеров увеличилось в 3,7 раза по сравнению с 2022 г.

Согласно исследованию рынка Filipov Capital, количество ПВЗ (пункт выдачи заказов) в Санкт-Петербурге выросло на 61% в период с февраля 2023 г. по апрель 2024 г. В абсолютных значениях рост числа ПВЗ составил 3076 единиц. 

C2C-платформы не остались в стороне от этой тенденции — они также стремятся предоставить клиентам возможность совершить покупку онлайн и получить ее с доставкой максимально быстро. Наконец, классифайды начали внедрять сервисы проверки оригинального происхождения товаров. А в C2C-бизнесе, по крайней мере в некоторых категориях, уверенность в подлинности предмета приобретает высшую степень важности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.