17 мая в ходе онлайн-конференции Digital Enterprise 2023 IT-эксперты обсудили вопросы трансформации корпоративных систем в эпоху цифровизации. Директор по цифровой трансформации Segezha Group (MOEX: SGZH, входит в АФК «Система») Сергей Меркулов рассказал коллегам о роботизации процессов в новых экономических условиях, сервисном подходе к цифровым решениям, о планах создания в компании единых центров компетенций и роли человеческого фактора в ходе цифровой трансформации.
Сергей Меркулов сообщил, что в 2022 году в контуре управления холдинга создана отдельная компания «Сегежа – цифровые решения». Она объединяет IT-компетенции Группы. Все процессы, включая учёт, отчетность, финансы, управление персоналом, казначейство, контроллинг, логистика, документооборот перешли на единый сервисный подход. «Крупнейшая вертикально-интегрированная лесопромышлен – ная компания, действующая в десяти регионах страны с большим количеством операционных процессов (M&A, АСУТП, цифровые сервисы, заявки, инфраструктура), сегодня полностью централизована – с единым подходом, с едиными инструментами. Все пользователи работают через единую точку входа по различным направлениям, заявки распределяются посредством роботизированных систем», – сказал он. Сергей Меркулов подчеркнул, что даже при высокотехнологичном подходе главным элементом в цифровизации остается человек. Этот факт доказывает опыт холдинга при работе с устройствами дополненной реальности. «Дополненную реальность применяем везде. На предприятиях это классические кейсы обучения, навигации, ТОИР, пусконаладочные работы. В лесу – ремонт лесозаготовительной и лесовозной техники, удаленный помощник. Мы реализовали серию пилотов, главные инженеры, механики, операторы сами все попробовали, проверили, как это работает. И только потом внедрили. Мы не стремимся полностью заменить людей, IT-инструменты дают лишь возможность освободиться от ручной рутины, монотонной работы и больше времени получить для аналитики и творчества. Нельзя просто инкорпорировать технологии: дать очки, программу – мол, работайте. При таком раскладе, скорее всего, AR-очки так и лежали бы «мертвым грузом». Технология не принесет никакого результата, если мы не научим людей этим пользоваться. Технологии – это прикладной инструмент, чтобы тот или иной департамент работал быстрее, точнее и эффективнее», – уверен Сергей Меркулов.
Segezha Group целенаправленно работает с молодежью, стажерами из отраслевых вузов. Для коллектива создают комфортную среду и систему мотивации. «Показываем, к примеру, как в условиях дополненной реальности проводится пусконаладка линии, или как идет инвентаризация складов с помощью дронов. Мы даем ребятам поучаствовать и в пилотных проектах, поощряем рационализаторов. Так, участники проекта «Фабрика идей» могут почувствовать себя частью большой команды, стать хэдлайнером в проектах, которые внедряются и приносят экономический эффект для бизнеса. Всех их за это премируем. Раскладывая процессы, мы понимаем, какие люди где у нас задействованы. Проводку документа, подсчет объема древесины на лесовозе, профилактику ремонта может делать робот, оставляя простор для аналитики и творчества человеку», – отметил Сергей Меркулов.
Он также сообщил, что компания ставит задачу создания единых центров компетенций – как по ремонтам, так и в части IT-сервисов, когда в едином центре управления 5-10 высокоуровневых экспертов смогут управлять большим количеством специалистов на местах. В центрах будут накапливать компетенции, увеличивать базы знаний и обучать персонал. Одна из ключевых задач – нарастить собственные возможности для разработки продуктов и частично «уйти» от подрядчиков. По словам Сергея Меркулова, компания взяла курс на внедрение отечественных технологий, на снижение зависимости от зарубежного ПО: «Роботизация позволяет избежать большого количества ошибок, издержек, поэтому применяется во всех сферах нашей деятельности. Уходим от иностранного программного обеспечения. Наше по ряду позиций (как пример – платформа ИКСАР), на голову превосходит зарубежные аналоги. Вся миграция роботов и процессов у нас была написана на российской платформе. Проводим анализ, что есть у нас в России. Смотрим рынок, тестирует, сравниваем и выбираем, на каком решении более быстрая миграция роботов».