28 марта в Москве в ходе Всероссийского совещания «Леса России – основные итоги работы 2023 года» вице-президент по работе с государственными органами, лесной политике и устойчивому развитию Segezha Group (MOEX: SGZH) Николай Иванов акцентировал внимание экспертного сообщества на позиции бизнеса по направлениям улучшения ситуации в отечественном леспроме в новых экономических условиях. По его мнению, пакет антикризисных мер государственной поддержки, принятый Правительством России в прошлом году, оказался своевременным. Это позволило смягчить ситуацию. Тем не менее, вице-президент ведущего лесопромышленного холдинга считает, что динамика момента требует дальнейшего гибкого реагирования.
С точки зрения леспрома, Россия значительно опередила другие страны в регулировании оборота древесины. На 85% изменился Лесной кодекс, и содержательно, и технически, и нормативно. Эффективно внедрен электронный документооборот, электронные сопроводительные документы, балансовая модель древесины, таксация лесосек. Положительную роль играют ЛесЕГАИС и ФГИС ЛК. По мнению Николая Иванова, нигде в мире и близко нет такой системы контроля за происхождением и оборотом древесины. С точки зрения лесной промышленности, отрасль давно перешла от лесозаготовки и экспорта необработанной древесины к производству и экспорту продукции глубокой переработки. Страна практически ничего не импортирует ни по одному из секторов леспрома. И бумагу, и целлюлозу, и мебель полностью импортозаместили, активно развивается внутренний рынок.
В контексте принимаемых государством мер в сложившихся обстоятельствах Николай Иванов отметил: «Нужно рассматривать во взаимосвязи не только лесное хозяйство и лесную промышленность, но и наших клиентов, и наших перевозчиков. Мы взаимодействуем с сектором строительства, энергетики, транспорта, туристической инфраструктуры, это такие важные вещи, отдельно какую-то из этих отраслей, их значимость для лесного комплекса, рассматривать нецелесообразно. Возьмем машиностроение. Леспром является потенциальным клиентом для российского машиностроения на многие сотни млрд рублей в год на долгие годы вперед. Раньше машины и оборудование поставлялись в основном странами ЕС. Сегодня мы замещаем технику с Востока, где экспорт нашей продукции составляет до 70%. И это не совсем благоприятная ситуация, необходима диверсификация. Безусловно, мы понимаем, что у машиностроения есть сегодня другие, стратегические задачи, но рынок огромный, и лесопромышленники рассчитывают на внимание к проблемам своей отрасли».
Есть ряд других вопросов, требующих решения. Так, в новых условиях отечественный леспром снизил лесозаготовку более чем на 25% за последние 2 года. С пиковых показателей 2021 года, когда и заготовка была на рекордном уровне, и показатели по производству и экспорту вышли на запланированные в рамках федерального проекта «Международная кооперация и экспорт», произошел серьезный спад, связанный с кардинальным изменением внешнего рынка для экспорт-ориентированной отрасли. В этой связи, по мнению спикера, важно пересмотреть цели, которые ранее были заложены в Стратегию развития лесного комплекса РФ до 2030 года.
«В целеполагании акцент делается на необходимости постоянного повышения платы за лесной ресурс, внедрение еще больших административных сборов. Ни один из этих элементов целью быть не может. Говорить о «дешевизне» леса, не учитывая всех затрат, из которых складывается себестоимость круглого леса на «воротах предприятия», некорректно. Реальность такова, что у нас затраты на круглую древесину совершенно сопоставимы с нашими зарубежными коллегами, но другие затраты существенно выше. Так, доля себестоимости сырья в пиломатериалах – более 80%, фанеры 40-45%, бумаги 40%», – подчеркнул Николай Иванов. Он указал, что ситуация не свидетельствует о том, что нужно взимать больше платы с лесопользователей и больше обременять их различными административными действиями. Уже фиксируется снижение объемов аренды лесных участков, снижается инвестиционная активность в российском ЛПК, остаются высокими логистические затраты.
Чтобы обойти негативные сценарии развития российского ЛПК, Николай Иванов предлагает курирующим ведомствам рассмотреть следующие предложения. Первое – снижение административной нагрузки, связанной с Рослесхозом и другими контролирующими ведомствами. Дополнительный экологический сбор не несет ничего кроме фискальной нагрузки для обеспечения вовлечения отходов во вторичный оборот. Второе – достижение конкретного результата совместной с государством работы по целеполаганию. Необходимо создать эффективную систему оценки лесных ресурсов и организации освоения лесов в привязке к восстановлению и развитию лесов, к инвестиционной деятельности, обеспеченной необходимыми сырьевыми ресурсами, другими экономически эффективными инструментами.
Вице-президент по работе с государственными органами, лесной политике и устойчивому развитию Segezha Group Николай Иванов сообщил также, что компания, представленная в пяти федеральных округах практически во всех отраслях леспрома, арендует у государства порядка 16 млн га, что эквивалентно 23 млн м3 расчетной лесосеки. В 2023 году работы по лесоустройству были проведены на площади 2 млн га, и в 2024 году этот показатель будет сохранен. Общая площадь лесовосстановления Segezha Group – более 70 тыс. га в год. При этом компания превышает нормативные показатели более чем на 10% от вырубленных объемов. Также холдинг развивает лесные питомники. В год компания производит более 5 млн сеянцев, из них 4 млн с закрытой корневой системой (на базе Шарьинского лесопитомника в Костромской области). Объем инвестиций холдинга за пять лет составил более 80 млрд руб. Реализованы и признаны завершенными шесть приоритетных инвестиционных проектов, два проекта находятся в стадии реализации и два планируются.