Лидеры авиационной отрасли обсудили взаимодействие пилотируемой и беспилотной авиации

03 мая 2024
Нужно ли разделять пилотируемую и бесплотную авиацию, как беспилотники и большие воздушные суда должны взаимодействовать друг с другом в едином воздушном пространстве, какие барьеры стоят на пути развития обеих отраслей – эти и другие вопросы звучали в ходе пленарной дискуссии на форуме «Российская современная авионика-2024» (организатор – АО «Навигатор») в Санкт-Петербурге.
Мероприятие и пленарную дискуссию открыл генеральный конструктор АО «Навигатор» Владимир Иванович Бабуров. Он отметил, что большой масштаб форума позволяет сегодня задуматься об изменении его названия. «Сферы, которые затрагивает наш форум, уже выходят далеко за рамки разработки и производства бортового радиоэлектронного оборудования», – подчеркнул генеральный конструктор.
В ходе дискуссии участники высказали свое мнение о взаимодействии пилотируемой и беспилотной авиации и о том, стоит ли конкурировать этим направлениям между собой.
Николай Бурдин, заместитель генерального директора АО «Навигатор» сказал: «Беспилотная и пилотируемая авиация имеют много общего. Поэтому крайне важно участие широкого круга заинтересованных лиц в решении вопросов развития обеих отраслей. Кроме того, для развития авиации в целом необходимо определиться – беспилотная авиация замещает пилотируемую или дополняет? И исходя из этого выстраивать всю кооперацию для обеспечения технологического суверенитета».
Олег Косолапов, советник генерального директора ПАО «Яковлев» считает, что беспилотная авиация не дополняет и не замещает пилотируемую. «Это просто очередной этап развития авиации. В связи с технологическим прогрессом количество пилотов постепенно уменьшается. Сейчас рассматривается возможность полетов с одним пилотом. В итоге мы придем к тому, что вся авиация станет беспилотной», – сказал он.
Отвечая на вопрос модератора дискуссии о возможности проведения сложных миссий на вертолетах в беспилотном режиме Вячеслав Карцев, заместитель председателя правления Ассоциации Вертолетной Индустрии отметил: «С сокращением состава летного экипажа появляется такое понятие как дистанционно пилотируемые авиационные системы. Человек будет присутствовать на борту и выполнять контрольные функции. Для полетов в едином воздушном пространстве БАС, пилотируемых и дистанционно пилотируемых воздушных судов важно иметь единую ситуационную осведомленность.  Если говорить о специальных операциях, связанных с выполнением поиска и спасения, то здесь самое важное – возможность стабильной работы в экстремальныхусловиях. Нужно соответствующее оборудование – не только бортовое, но и наземное».
Глеб Бабинцев, генеральный директор Ассоциации «АЭРОНЕКСТ» поднял острую тему нормативного регулирования отрасли БАС. «У беспилотников есть всего две проблемы и одна из них – отсутствие возможности их масштабного и безопасного применения. Например, дрон для сельхозобработки небольшого участка, летающий в визуальной видимости и имеющий массу 45 кг, должен быть сертифицирован по сложным процедурам с многомилионными затратами и большими сроками. Пилот этого опрыскивателя должен учиться три года в АУЦ Росавиации. При этом беспилотник в 30 кг может уже сегодня лететь в общем пространстве за пределы визуальной и даже радиовидимости, но к нему и к его пилоту не предъявляется требований. Это создает большой дисбаланс в регулировании»– сказал глава Ассоциации.
Продолжая тему нормативной базы и сертификации Иван Анцев, исполнительный директор АО «НПП «Радар ммс» отметил: «Сегодня сложнейшей задачей является безопасное взаимодействие пилотируемой и беспилотной авиации в едином воздушном пространстве. Все должны друг друга видеть, понимать и согласованно расходиться. К сертификации беспилотников нужно подходить осторожно, чтобы не остановить развитие отрасли. При этом все летательные аппараты, находящиеся в едином воздушном пространстве, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к созданию авиационной техники».
Сергей Коротков, генеральный конструктор – заместитель генерального директора ПАО «ОАК» сделал в своем выступлении акцент на более глобальный подход к решению проблем: «Необходимо выстроить общую транспортную систему авиации. Это задача страны в целом. Мы должны сегодня определить, какой перечень беспилотников нужен, для каких целей. Тогда у нас появится единый образ, все остальное – ремесло».
Спикеры затронули тему и совершенно новых технологий, внедряемых в авиацию, – таких, как искусственный интеллект.
Виктор Соломенцев, заместитель генерального директора по научной работе и развитию АО «Азимут» считает, что внедрение искусственного интеллекта должно быть протестировано тщательно. «Когда мы применяем эти технологии в быту, то ошибка — это просто ошибка. А в авиации это может привести к слишком серьезным последствиям. До внедрения ИИ в авиации необходимо будет провести многократные процедуры тестирования, гарантирующие достаточный уровень безопасности», — подытожил он.
После пленарной дискуссии начали работу круглые столы и сессии, посвященные актуальным темам создания и эксплуатации пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.
Оригинал пресс-релиза

Другие пресс-релизы

Все пресс-релизы компании