Высшая школа менеджмента СПбГУ ранее рассказала, как и чему учат студентов программы «Государственное и муниципальное управление». Как оказалось, в процессе обучения самое главное — вдохновить студентов, в первую очередь, через студенческие проекты и активности.
Во второй части интервью с академическим директором программы Анастасией Голубевой, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ, узнаем, как на практике студенты ГМУ применяют свои знания.
Когда студенты ГМУ ВШМ СПбГУ впервые соприкасаются с практикой и компаниями?
Студенты учатся на реальных проектах с первого курса. Они соприкасаются с реальными организациями общественного сектора в рамках курсовой работы на первом курсе и проводят их SWOT- анализ. В организациях общественного сектора используются те же инструменты управления, что и в частном секторе, но немного иначе устроен рынок: иногда его вовсе нет, иногда это квази-рынок, когда мы говорим о конкуренции государственных организаций между собой за потребителя. С развитием городов у жителей все больше выбора – школ, поликлиник, родильных домов, театров и музеев становится больше. Работа с реальными проектами — это, прежде всего, возможность для студента посмотреть на специфику этих организаций, понять, как устроено управление и научиться определять перспективы развития.
Даже если организация является монополией, она все равно должна думать о клиентоориентированности, человекоцентричности, повышении общественной ценности, а значит ей нужны стратегия, маркетинг, исследования и т. д.
Как практический трек программы разворачивается в период всего обучения?
На втором году обучения добавляется возможность почувствовать себя в роли управленца, работающего со сложным объектом – с территорией.
В этом смысле особенно ценен курс «Управление развитием территории», который в ВШМ СПбГУ ведет Институт территориального планирования «Урбаника». В рамках курса студенты учатся работать в поле: проводят опросы населения, углубляются в статистические расчёты, занимаются бюджетированием.
После второго года студенты выходят на ознакомительную летнюю практику, подключаются к действующим процессам и проектам организаций. После третьего года — обязательная проектно-ориентированная практика, включающая проведение исследования и разработку реального проекта. Проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые. Среди примеров таких проектов – разработка концепции бренда города, повышение клиентоцентричности электронных государственных услуг, разработка плана по привлечению трудовых ресурсов в ЗАТО, и многие другие. Студентам на всех этапах обучения важно понимать, что они пишут свои работы не в стол, а для реальных организаций, которые могут эти результаты использовать. Работы получаются интересными, и студенты делятся результатами друг с другом и с экспертами на презентациях. Обсуждение и обмен опытом — одна из важнейших составляющих обучения.
Как студенты выбирают направление практики?
У нас нет распределения. Студенты обозначают направление, где им интересно развиваться, и мы предлагаем подходящие варианты. Интересно заниматься дизайн-кодом городов — есть Центр компетенций Ленинградской области, который специализируется на этом. Привлекает развитие электронных услуг — идем в Информационно-аналитический центр Санкт-Петербурга или Проектный офис администрации Санкт-Петербурга, в зависимости от того, хочется ли поработать с потребителями или подумать над стратегией.
Очень важно иметь много теплых контактов с компаниями и государственными структурами. ВШМ СПбГУ сотрудничает с самыми разными организациями, и мы с нашими партнерами обожаем друг друга. Они всегда рады нашим студентам, считают их лучшими, потому что те приходят заряженные на работу, на изменение мира вокруг себя к лучшему, у них много идей и есть необходимые знания. Студенты попадают на практику, а потом на работу в организации, где их ждут и ценят.
Практика в ВШМ СПбГУ не для галочки, мы очень индивидуально подходим к выбору организаций. Большинство студентов выходят после практики с ощущением «вау».
В каких организациях студенты ВШМ СПбГУ любят проходить практику?
Мест для прохождения практики очень много, среди них есть как частные, так и государственные организации.
К примеру, студент Иван Косов в этом году проходил практику в ЗакСе, у него была необычная задача — он соотносил Экологический кодекс Санкт-Петербурга с другими нормативными документами. В итоге его правки были успешно приняты на заседании постоянной комиссии по экологии и природопользованию Петербургского парламента.
В Центральном парке культуры и отдыха им. Кирова наши студенты занимались аналитикой ивентов и поиском партнеров среди бизнеса. В архитектурном бюро KLAUZURA очень интересные проекты, связанные с вопросами культурной значимости территорий и органичности вписывания новых функциональных смыслов в исторический контекст.
Институт территориального планирования «Урбаника» интересен как место практики и учит студентов комплексному подходу — даже там, где, казалось бы, фокус на архитектуре, все равно нужно учитывать социальный контекст и его влияние, экономику и множество других параметров.
Есть интересные практические проекты для Центра компетенций Ленобласти, где студенты работают с индексом качества городской среды: делают аналитику, выезжают на территории и ищут способы повышения индекса. Интересно соотнести результат территории по индексу и мнения местных жителей. Действующий индекс основан на разных показателях: уровень озеленения, загруженность дорог, разнообразие сферы услуг, доступность спортивной инфраструктуры, и т.д., но опрос жителей на предмет их удовлетворенности не подразумевает. Хотя, надо сказать, что как управленческий инструмент, стимулирующий развитие городов, индекс очень хорош и полезен.
Сейчас активно развиваются подведомственные организации и институты развития, которые стоят на своде многочисленных проектов развития территорий. Такие организации как ВЭБ.РФ, Дом. РФ, Восточный центр государственного планирования очень интересны студентам как места для прохождения практики и построения карьеры.
Подбор компании или организации для практики — это индивидуальная, кропотливая и большая работа, но только в этом случаем мы получаем потрясающий результат, когда организации довольны, потому что получили пользу, а студенты счастливы и мотивированы работать дальше.
Расскажите про новые форматы практики для студентов ВШМ СПбГУ.
С прошлого года у нас появился новый формат практики — индустриальные стажировки. Это расширенная производственная практика в организации от одного до трех месяцев. Индустриальные стажировки подходят для студентов, которые хотят попробовать себя в новых условиях.
Пилотные индустриальные стажировки состоялись в 2023 году в городе Череповце. Наши студенты сделали три интересных проекта для администрации города. Одна команда занималась разработкой сценариев имиджевых видеороликов для молодежи и бизнеса Череповца. Другой проект был посвящен реновации заброшенной территории. Третий — разработке концепции бренда города.
Студенты ГМУ ВШМ СПбГУ работали в сложных условиях, поскольку должны были учитывать интересы разных стейкхолдеров: жителей, главного работодателя территории (компания «Северсталь») и администрации. Когда студенты предлагали решения, то понимали, что они должны приносить пользу широкому кругу заинтересованных сторон.
Когда участники стажировки вернулись в кампус и рассказали, как они съездили, чем занимались и что узнали, весь факультет гудел — и теперь все хотят поехать на индустриальные стажировки.
Администрации Череповца нужен был свежий взгляд со стороны, а студенты как раз оказались способны дать его. Они открыто и тепло отнеслись к городу, так прониклись его самобытностью, идентичностью, что стали в итоге амбассадорами Череповца.
Сейчас мы обсуждаем возможность индустриальных стажировок студентов ВШМ СПбГУ в организациях на новом перспективном направлении — Дальнем Востоке.
Про индустриальные стажировки важно понимать, что мы отправляем ребят не просто где-то поработать — всегда есть конкретная задача, и это больше похоже на экспедицию.
Что интересного будет на Летней школе урбаниста в этом году?
В июле 2024 года мы второй раз проведем Летнюю школу урбаниста. Участникам предстоит разработать стратегию развития поселка Большие Лучки — это спутник Сланцев.
Летняя школа урбаниста — это своеобразная площадка по взаимодействию академического, делового сообщества и органов государственного и муниципального управления.
Мы запустили этот проект в партнерстве с Высшей школой урбанистики имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ, ИТМО и комитетом по сохранению культурного наследия Ленинградской области летом 2023 года. Тогда шесть междисциплинарных команд студентов при экспертной поддержке преподавателей и практиков работали над проектами повышения туристического потенциала Выборга, Старой Ладоги и Шлиссельбурга.
В прошлом году стояла достаточно конкретная задача — привлечь туристов в нужную локацию. Сейчас территория будет одна, а задача более широкая, и туризм — только один из возможных путей развития поселка. В Великих Лучках интересная архитектура, это город-сад, и там нужны проекты комплексного развития.
В этом году мы собираемся набрать 8 команд по 8 человек от ВШМ СПбГУ, ИТМО и НИУ ВШЭ, а также открываем Школу урбаниста для студентов со всей России. Будет открытый конкурс на 16 мест, и победители получат возможность бесплатно приехать в Петербург.
26 июля нас ждет грандиозный финал — большой День урбаниста в ВШМ СПбГУ, где будет много разных интересных мероприятий.
На Летнюю школу урбаниста спрос есть не только со стороны студентов программы ГМУ, но и со стороны студентов программы «Менеджмент». Им тоже интересно поработать не на уровне отдельно взятой организации и ее рынка, а на уровне территории, где действуют множество стейкхолдеров со своими интересами, и нужно искать компромиссы, расставлять приоритеты.