Высшая школа менеджмента СПбГУ и Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области предстоящим летом второй раз проведут Летнюю школу урбаниста. С 8 по 26 июля студенты из разных вузов страны, интересующиеся развитием городов, будут изучать урбанистику и вместе работать над проектами комплексного развития Больших Лучков.
О том, почему именно эта территория представляет особый интерес для молодых урбанистов, рассказала Ксения Губинская, заместитель председателя Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области.
Как регион сотрудничает с ВШМ СПбГУ в рамках проекта Летняя школа урбаниста?
Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской̆ области открыт к взаимодействию с учебными заведениями. У нас много партнеров в сфере образования, прежде всего по таким направлениям как: реставрация, архитектура, музейное дело и искусствоведение. Хотя, на самом деле, требуется гораздо более широкий спектр специалистов в силу междисциплинарности вопросов сохранения и развития культуры. Урбанистика, городская инфраструктура и сохранение памятников — это взаимосвязанные материи.
Конечно, правильно, что есть отдельные направления и специальности подготовки, но при этом очень важно разговаривать на одном языке и видеть пространство под разным углом. Нам интересно и важно, что думают молодые урбанисты про историческую среду и ее будущее. Проект появился из общности наших интересов.
Летняя школа урбаниста ВШМ СПбГУ — это возможность соприкосновения разных точек зрения для поиска оптимальных решений, учитывающих как исторический и культурный контекст, так и потребности и интересы жителей и бизнеса.
Какие задачи решает Школа урбаниста для Ленинградской области?
Как человек науки я всегда говорю: цель одна, а задач много. В глобальном смысле наша цель — воспитание созидательного отношения к среде, которая нас окружает, её сохранение и развитие. А если разделять на более конкретные задачи, то у каждого из участников они свои.
Для комитета очень важно, чтобы площадки, на которых мы проводим исследования, получали пользу. Это и сам информационный повод, возможность напомнить в публичном пространстве о той или иной интересной локации, и, конечно, конкретные практические предложения участников Школы по ее развитию. Безусловно, они носят эскизный характер.
Тем не менее эти идеи и мысли ценны для администрации, так как представляют собой свежий взгляд со стороны. В прошлом году участники две недели вместе работали над проектами по повышению туристической привлекательности Выборга, Старой Ладоги и Шлиссельбурга, в результате мы услышали очень много интересных идей, получили ценную и честную обратную связь и новое видение потенциала территорий.
Сможем ли мы увидеть реализованные проекты участников ЛШУ?
Если говорить о практической реализации проектов или каких-либо решений, то нужно понимать, что это колоссальный путь. Цель Летней школы скорее в том, чтобы определить подходы и концепции. Это только начало движения, но я абсолютно уверена, что через некоторое время мы найдём отражение проектных идей участников в жизни.
В прошлом году также важной практический задачей и результатом была отработка механизмов взаимодействия: подбор участников, экспертов, выстраивание логистики и т.д. Для нас было и остается важным наладить диалог — и в прошлом году у нас состоялись очень интересные встречи с администрациями, с жителями, с местными активистами. Для всех участников таких проектов имеет значение не только измеримая польза в виде реализованных идей, знаний, навыков и практики, но и общение, благодаря которому потом рождаются важные связи и что-то новое.
Почему для урбанистов выбраны именно небольшие города?
Когда молодые специалисты начинают работать с большими пространствами, с большой инфраструктурой и большими городами, они могут быть несколько дезориентированы. Работа в локальной среде, имеющей чётко выстроенные границы и механизмы взаимодействия внутри этих границ, позволяет выработать подход, который потом можно масштабировать.
Локальная идентичность маленьких пространств, маленьких городов — это всегда очень интересно и самобытно. Большой город впитывает в себя абсолютно всё, это смешение разных информационных потоков и культурных кодов. Маленький город — уникальная изюминка, которая очень много может рассказать об истории, жизни людей, культуре. Хотелось бы, чтобы территория нашей страны в сознании людей представляла собой не отдельные точки на карте — большие города и знаменитые памятники, — а была пронизана и связана локальными объектами. Мы предлагаем нашим участникам выйти за границы привычного и посмотреть на культуру и историю страны шире стереотипов.
Над какой территорией в этом году будут работать участники проекта?
Большие Лучки — достаточно большой микрорайон советской застройки в Сланцевском районе Ленинградской области. Есть специалисты, которые занимаются советской архитектурой, восхваляя её ценности и её значение. Многие слышали о таких районах в Петербурге. Но далеко не все знают о том, что в Ленинградской области тоже есть такие территории и они действительно невероятно интересны.
Среда Больших Лучков изначально формировалась вокруг промышленного центра, который сейчас почти прекратил свою деятельность. Участникам предстоит увидеть ценность и очарование локации, почувствовать связь разных поколений жителей города во времени и пространстве, подумать, что делать с промышленным следом, который остался и прослеживается в жилой инфраструктуре. Как жителям переключиться на другие возможности территории? В этом году мы сознательно выбрали место, которое не является памятником, но обладает неким потенциалом и одновременно нуждается и в развитии, и в сохранении.
Какие ожидания от взаимодействия молодых урбанистов с этим интересным объектом?
Не хочется ставить конкретных планок, интересен сам процесс.
Мне интересна даже просто реакция участников, которые туда приедут: поймут ли они эту среду и как ее воспримут? Она сложная и неоднозначная. Это, наверное, одно из самых больших волнений. Хочется обратить внимание на подобные территории. Это красивая, стройная, правильная, регулярная застройка советского периода, город-сад. Каким образом мы могли бы сейчас развивать такие территории — вот главный вопрос.