Успешная карьера складывается из множества факторов, и в каждой отрасли есть свои нюансы. Дмитрий Васюков, выпускник бакалавриата и магистратуры ВШМ СПбГУ, партнер в консалтинговой компании «Яков и Партнёры» рассказал, кому подходит работа в консалтинге, и как крупнейшие игроки подбирают перспективных сотрудников.
ВШМ СПбГУ и «Яков и Партнёры» реализуют совместный образовательный трек «Стратегия и консалтинг». В рамках флагманской магистерской программы «Менеджмент» (Master in Management — MiM) эксперты и преподаватели готовят кадры международного уровня для российского рынка консалтинговых услуг.
Какими качествами должен обладать консультант?
Я бы разделил навыки хорошего консультанта на врожденные и те, которые можно прокачать. Делать слайды, финансовые модели, аналитические отчеты, разбираться в отрасли — это то, чему можно научиться. А есть вещи, которым научиться очень сложно, например, способность поглощать тонны информации и самообучаться.
Приходишь на проект в банк, телеком или на металлургический завод – и тебе буквально за неделю надо разобраться в том, чему люди годами учились в институтах. Ты должен быстро накачать себя знаниями, чтобы начать говорить с заказчиком на одном языке и задавать правильные вопросы.
Умение читать книги по диагонали, самообучаться – этому сложно научиться, это должно нравиться и быть естественным для человека. Например, мне действительно интересно, как работает завод, и тогда я легко в короткие сроки погружаюсь в огромные массивы новой информации.
Насколько мягкие навыки важны в работе консультанта?
Консалтинг — это про людей, несмотря на то, что мы обсуждаем цифры, деньги и так далее.
Специалистам, которые не обладают развитыми коммуникационными навыками, способностью выстраивать доверительные отношения со всеми, начиная от рабочих и заканчивая завсегдатаями Москва-сити, работа в консалтинге будет даваться очень тяжело.
Даже если посмотреть на типичный жизненный цикл проекта, то мы увидим, что нужно сначала запросить информацию, потом обработанные данные, согласовать и презентовать решение. Если нет доверия, то тебя будут посылать тысячу раз на первом же этапе, данные ты не получишь и ничего не сделаешь.
Что еще нужно для успешной карьеры в консалтинге?
Постоянное развитие. Невозможно без прогресса в собственных навыках продвигаться в консалтинге.
Если человек готов и умеет учиться, то он разберется с любой новой финансовой моделью или чем-то еще. Я видел переходы, когда люди 10 лет занимались определенной отраслью, а потом неожиданно научились программировать на Python, ушли в диджитал-трек и теперь помогают делать цифровые трансформации бизнеса.
Каждые полгода мы оцениваем работу консультантов. Если человек подрос в своих навыках, он идёт на следующую позицию. Если человек за полгода не развился, он уходит. Все всегда стараются развиваться.
Как происходит оценка работы консультанта?
Мы препарируем кейсы: чем они занимались, как работали, изучаем обратную связь от заказчиков. Кто достоин продвижения, кто недостоин? Это эмоционально очень тяжелое мероприятие. Ты понимаешь, что влияешь на карьеру.
У каждого консультанта есть свои оценщики, которые обзванивают всех, с кем он работал последние полгода, и собирают обратную связь, заполняют определенные формы и защищают их на заседании кадрового комитета. Всё это мы слушаем и даём людям рейтинг. С кем-то приходится прощаться.
Есть мнение, в консалтинге люди быстро выгорают, так ли это?
В McKinsey & Company была статистика, что средняя продолжительность работы специалиста в компании — 2- 2,5 года, потом люди шли дальше. Если же человек привыкал к правилам игры, то он оставался надолго, практически навсегда.
Есть люди, которым по темпераменту подходит такая работа, они получают драйв от суматохи, постоянных дедлайнов, проектных задач, где ты не можешь выдохнуть и поставить что-то на рутину, на простое операционное нормальное течение.
Вы сталкивались с выгоранием?
Когда человек говорит мне: «я устал», я не понимаю его. Когда McKinsey & Company уходила с рынка, выяснилось, что у меня накопилось 110 отпускных дней. Я уходил на 2 недели раз в году, но не больше. Я просто не понимаю зачем, ведь на работе настолько всё интересно и захватывающе.
Как вы выбираете новых сотрудников?
Когда у нас проходят интервью, все начинают сыпать своей экспертизой, рассказывать, что они умеют и знают. А мне это на самом деле не очень интересно. Почему? Потому что для того, чтобы работать в консалтинге, в принципе не важна предыдущая экспертиза, она никак не помогает.
Человек работал в маркетинге, а может попасть на проект, связанный с добычей нефти. На интервью мы смотрим на образ мышления. Как человек думает, как структурирует информацию, насколько логично рассказывает любые простые истории.
Иногда я спрашиваю, а можешь привести пример, как ты решил бы вот такую проблему. И смотрю, понимает ли человек причину проблемы? Видит ли разные опции и пути решения? Как он аргументирует выбор решения? Мы ищем людей, способных структурировать, синтезировать, агрегировать, анализировать и так далее.
Например, какой может быть вопрос?
Когда в Bain & Company проводили интервью, там был такой вопрос: представьте себе, что шейхи решили купить Эйфелеву башню и перевезти её к себе. Вы правительство Франции, и вам нужно оценить, за сколько ее продать.
Тут много вариантов ответов. Можно оценить башню как груду металлолома, а можно попытаться подсчитать все потерянные доходы от туризма и использования изображения Эйфелевой башни как символа Парижа.