Реконструкцию Речного вокзала в Петербурге проведут в 2027-2028 гг.

Смольный заключил контракт на разработку предпроекта
В навигацию 2024 г. пассажиропоток на речных пассажирских перевозках в городе составил 184 700 человек /www.tourister.ru

Власти Санкт-Петербурга в этом году заключили государственный контракт на предпроект реконструкции Речного вокзала на проспекте Обуховской Обороны. Об этом рассказал начальник управления водного транспорта Агентства внешнего транспорта Владимир Казанцев на пресс-конференции в ТАСС 15 ноября. Учреждение подведомственно городскому комитету по транспорту и является оператором Речного вокзала.

Речной вокзал в первую очередь рассчитан на прием речных круизных судов. Казанцев уточнил, что саму реконструкцию объекта планируется осуществить в 2027-2028 гг., а в 2025-2026 гг. оператор рассчитывает завершить проектирование. Он не назвал объем инвестиций в реконструкцию Речного вокзала, отметив, что рассчитать сумму будет возможно после подготовки предпроекта.

«Мы пошли по сценарию, который изначально предполагает подготовку предпроекта, чтобы понять, какой способ реконструкции будет наиболее экономически эффективным. Рассмотрим предпроект, а дальше будем говорить об инвестициях в реконструкцию Речного вокзала», – добавил он. 

Казанцев пояснил, что объект требует реконструкции, так как новые суда, например, «Мустай Карим» (четырехпалубный теплоход, эксплуатируемый компанией «ВодоходЪ»), имеют более глубокую осадку, соответственно, необходимо углублять подходы к Речному вокзалу и проводить переустройство причальной стенки. Реконструкция будет проводиться поэтапно, чтобы обеспечить возможности для приема судов. Полностью закрывать Речной вокзал на время реконструкции городские власти на собираются.

Согласно данным Агентства внешнего транспорта, в навигацию 2024 г. пассажиропоток на речных пассажирских перевозках в Петербурге составил 184 700 человек, что всего на 0,7% больше, чем за 2023 г. На том же уровне осталось и количество судозаходов. В навигацию этого года – 445 судозаходов, а в навигацию 2023 г. – 443.

Важно отметить, что эта статистика учитывает именно пассажиропоток и судозаходы по речным (межрегиональным) круизам в Петербурге. Внутренние городские водные перевозки в эту статистику не входят. В Петербурге речные круизы швартуются на причалы «Уткина заводь», «Соляной причал» и «Речной вокзал». Если рассматривать статистику в разрезе данных конкретных объектов, то пассажиропоток на Речной вокзал в 2024 г. по сравнению с 2023 г. вырос в 2,2 раза до 154 200 человек, количество судозаходов – в два раза до 372. Казанцев отметил, что постепенно происходит смещение судозаходов на Речной вокзал, в связи с чем усиливается необходимость реконструкции объекта.

Опрошенные изданием эксперты также отмечают важность реконструкции Речного вокзала с точки зрения потенциального увеличения пассажиропотока, однако добавляют, что процесс может быть сопряжен со сложностями как технического, так и экономического характера.

«Реконструкция необходима, поскольку в основном швартоваться к объекту могут только суда старых проектов. Но это сложный процесс с технической точки зрения, фактически нужна новая причальная стенка. Просто провести углубительные работы невозможно, нужны укрепления. Это трудоемкая работа, которая в том числе требует и значительного финансирования», – говорит президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов. Эксперт не исключает, что для проведения реконструкции городу может понадобиться поддержка федерального бюджета.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров также полагает, что реализация проекта может натолкнуться на экономические риски с учетом высокого уровня ключевой ставки. «С экономической точки зрения время для реконструкции неудобное. Но большую роль играет то, как проект будет коррелировать с видением крупнейших игроков, эксплуатирующих такой флот. Предпроектные разработки как раз и позволят сформировать видение рынка. А потенциал у этого проекта большой, если учитывать развитие внутреннего туризма», – резюмировал он.