Первый катамаран «Соммерс» спустят на воду в Петербурге в конце апреля
Эксперты отмечают, что помимо судов нового типа Петербургу требуется и обновление действующего флотаПервый экскурсионно-прогулочный катамаран проекта «Соммерс» спустят на воду на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в Санкт-Петербурге в конце апреля этого года. Спуск второго катамарана данной серии состоится в мае. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщила руководитель отдела маркетинга и рекламы судоходной компании «Нева тревел» Анна Лебедева. Оба судна начнут работу в навигацию 2024 г. Как уточнили изданию на СНСЗ, стоимость одного катамарана «Соммерс» составляет 220 млн руб.
Серия из четырех катамаранов проекта 04710 строится на СНСЗ в рамках соглашения о сотрудничестве между проектом «Остров фортов», судоходной компанией «Нева тревел» и Минпромторгом России. Соглашение было подписано в июне 2022 г. на ПМЭФ. Суда будут вводиться попарно. Ввод второй пары катамаранов «Соммерс» состоится в 2025 г. Они будут ходить по маршруту «Форты Кронштадта», осуществляя экскурсионные прогулки вокруг фортов. Двухпалубный катамаран «Соммерс» вмещает 147 пассажиров. Его эксплуатационная мощность составляет 12 узлов.
Напомним, что в рамках того же соглашения на СНСЗ строится серия скоростных катамаранов проекта «Котлин». До 2030 г. для Петербурга планируется построить до 20 таких скоростных катамаранов, рассказала Лебедева. Первая пара судов проекта «Котлин» была спущена на воду в прошлом году. Они обслуживают навигацию между центром Санкт-Петербурга и Кронштадтом. В этом году будут спущены еще два – в конце апреля и в мае. «Котлин» может вместить 197 человек. Его эксплуатационная мощность составляет 27 узлов.
Как ранее сообщало издание, всего в навигацию 2024 г. «Нева тревел» введет семь новых судов. Помимо двух «Соммерсов» и двух «Котлинов» будут запущены первые два экскурсионно-прогулочных теплохода «Сити Круиз» вместимостью 90 пассажиров. Судно предназначено для работы на малых реках и каналах Петербурга. Первые два теплохода строятся в рамках лизинговой программы компании «Машпромлизинг» по контракту с СНСЗ. Всего к 2023 г. в Петербурге планируется запустить до 10 теплоходов «Сити Круиз». Еще одно судно, которое в текущем году запустит «Нева тревел», – первый экскурсионно-прогулочный катамаран «Тютерс» на 30 пассажиров для работы в акватории Кронштадта.
Новый флот будет работать в дополнение к уже существующим судам. Всего флот «Нева тревел», использующийся в Петербурге, насчитает 40 судов различного типа, включая семь судов на подводных крыльях (СПК) «Метеор». В течение сезона навигации они ходят по маршрутам трансфера в Петергоф, экскурсионным маршрутам в Стрельну и крепость «Орешек». «Количество СПК «Метеор» расширять мы не планируем. В дополнение нашего скоростного флота как раз строятся и вводятся в эксплуатацию катамараны проекта «Котлин», – прокомментировали изданию в «Нева тревел».
Планы по наращиванию флота есть и у других крупных судоходных компаний, присутствующих на рынке Петербурга. Так, в навигацию 2025–2026 гг. АО «Водоходъ. Пассажирский порт» планирует запустить в Санкт-Петербурге экскурсионно-прогулочное судно на электротяге «Москва 2.0», рассчитанное на 130 пассажиров. Это будет первое электросудно, работающее в акватории Невы. Группа компаний «Астра Марин» в прошлом году запустила в Петербурге двухпалубный теплоход «Чайка» вместимостью 170 пассажиров, работающий на сжиженном газе (СПГ). Теплоход осуществляет рейсы под разводными мостами. Как сообщалось ранее, его также планируется запустить на линии Петербург–Петергоф.
Опрошенные изданием эксперты называют планы по увеличению флота обоснованными, учитывая рост пассажиропотока на водных маршрутах Петербурга. По данным Агентства внешнего транспорта, общий пассажиропоток по водным маршрутам Петербурга, включая экскурсионно-прогулочные и регулярные транспортные, в 2023 г. составил около 4 млн человек. По сравнению с 2022 г. он вырос на 14%. В 2022 г. водными маршрутами воспользовались 3,5 млн человек, что на 52% больше, чем в предыдущем году, а 2021 г. по сравнению с 2020 г. количество пассажиров выросло на 50%.
Однако в перспективе городу потребуется и обновление судов на подводных крыльях («Метеоров»), которые по своим характеристикам и назначению отличаются от «Соммерсов», «Котлинов» и судов для прогулочных рейсов внутри Петербурга.
«В настоящий момент количество судов, которые работают в Петербурге с учетом постепенного пополнения флота, достаточно для того, чтобы обеспечить потребности туристов и жителей города в водных перевозках. Но новых судов на подводных крыльях для обновления действующих «Метеоров» пока нет. Действующих «Метеоров» сейчас хватает, но в будущем их нужно будет обновлять. «Соммерсы» и «Котлины» – это принципиально новые суда, они используются не взамен «Метеоров», – говорит президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов. Он пояснил, что скоростные катамараны, такие как «Котлин», в отличие от судов на подводных крыльях, поднимают волну большей высоты, поэтому на внутренних водных путях их нужно использовать с меньшей скоростью. Но они прекрасно подходят для движения по Финскому заливу.
Эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев отмечает, что суда на подводных крыльях, такие как «Метеор», как правило, используются на маршрутах из Петербурга в Петергоф и Шлиссельбург, а также из Петербурга в Кронштадт. В перспективе их нужно обновлять, но строительство таких судов стоит дороже, добавил он. По оценкам Родионова, строительство судна на подводных крыльях стоит более 300 млн руб.
Напомним, что в прошлом году на ПМЭФ городской комитет по транспорту и НПП «Радар ММС» заключили соглашение о работе по обновлению судов на подводных крыльях в Петербурге. Речь идет о строительстве судов нового поколения «Метеор 120Р». Тогда сообщалось, что на первом этапе запланирована поставка пяти новых теплоходов такого типа для Петербурга.