«Нева тревел» в этом году запустит первые прогулочные суда серии «Сити Круиз»
Планы по расширению малогабаритного флота связаны с ростом спроса на водные прогулкиСудоходная компания «Нева тревел» в навигацию 2024 г. запустит в Санкт-Петербурге первые экскурсионно-прогулочные суда серии «Сити Круиз». Об этом в компании сообщили в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». Планы по наращиванию флота в «Нева тревел» объяснили увеличением спроса на водные перевозки. Окупаемость проектов при наличии уже действующего флота составит порядка пяти лет.
Разработчиком новой серии судов «Сити Круиз» является компания «Форсс Технологии». Как рассказали изданию в компании, стоимость строительства одного экскурсионного теплохода проекта 04240 «Сити Круиз» – порядка 40 млн руб. Пассажирское судно вмещает до 90 человек с возможностью размещения на открытой палубе. В 2024 г. «Нева тревел» планирует запустить два первых теплохода серии. «Судно адаптировано для работы на малых реках и каналах с учетом низких мостов. Его эксплуатационная мощность составляет семь узлов. «Сити Круиз» будет использоваться в дополнение к уже существующему однопалубному флоту на маршрутах по Фонтанке и Мойке с выходом в Неву», – рассказали в «Нева тревел». Ранее в компании сообщали, что «Сити Круиз» будет введен в эксплуатацию в 2023 г., однако запуск перенесли на год.
По словам генерального директора ГК «Нева тревел» Юрия Набатова, всего же в навигацию 2024 г. компания введет в эксплуатацию семь новых судов. Помимо двух теплоходов «Сити Круиз» будет запущен первый экскурсионно-прогулочный катамаран проекта FT12 «Тютерс» на 30 пассажиров для работы в акватории Кронштадта. Его эксплуатационная мощность составляет 10 узлов. Катамаран был представлен на выставке «Нева» в 2023 г. Его разработчиком также является «Форсс Технологии», а стоимость оценивается в 30 млн руб.
Также будут введены два катамарана серии «Соммерс» и два серии «Котлин», строительство которых осуществляет Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ). Серия из четырех скоростных катараманов «Соммерс» строится в рамках соглашения о сотрудничестве между проектом «Остров фортов», компанией «Нева тревел» и Минпромторгом России, подписанном на ПМЭФ-2022. Суда будут вводиться попарно в 2024 и 2025 гг. В рамках проекта на заводе также строится серия из шести скоростных катамаранов проекта «Котлин». В апреле 2023 г. на воду было спущено головное судно, в мае – второе судно серии. В этом году будут введены еще два.
Как пояснили в «Нева тревел», расширение флота, включая запуск первых экскурсионно-прогулочных судов «Сити Круиз» и «Тютерс», связано с увеличением спроса на водные перевозки. По словам Набатова, в прошлом году в период навигации компания перевезла порядка 1,3 пассажиров по водным маршрутам Петербурга. В 2024 г. этот показатель планируется увеличить на 15% до 1,5 млн пассажиров.
Как ранее сообщали «Ведомости Северо-Запад» со ссылкой на Агентство внешнего транспорта, общий пассажиропоток по водным маршрутам Петербурга, включая экскурсионно-прогулочные и регулярные транспортные, в 2023 г. составил около 4 млн человек. По сравнению с 2022 г. он вырос на 14%. В 2022 г. водными маршрутами воспользовались 3,5 млн человек, что на 52% больше, чем в предыдущем году, а 2021 г. по сравнению с 2020 г. количество пассажиров выросло на 50%.
В прошлом году темпы прироста водного пассажиропотока оказались более скромными, чем в предыдущие годы. Однако востребованность водных перевозок продолжает расти на фоне восстановления общего потока туристов в Петербург. В прошлом году Петербург посетили 9,4 млн туристов, что на 16% больше, чем в 2022 г. По сравнению с докризисным 2019 г. показатели прошлого года отстают на 10%, поэтому дальнейший потенциал для увеличения потока пока еще есть, говорят эксперты.
«Тем не менее точки дальнейшего роста постепенно исчерпываются, но здесь правильнее говорить об обновлении именно малогабаритного флота. Запуск проектов «Сити Круиз» и «Тютерс» можно оценивать как способ для компании диверсифицировать свою деятельность», – выразил мнение аналитик общественного движения «Транспорт и горожане» Владислав Булгаков.
Директор по развитию бизнеса судоходной компании «Бухта Петрокрепость» Ольга Санг также отметила, что обновление флота – одна из ключевых задач, стоящих перед отраслью на данный момент. «Сити Круиз» по своей сути – это вариация на тему классического для Петербурга типа судов «Фонтанка» с увеличенной пассажировместимостью», – пояснила Санг.
О том, что классический малогабаритный флот в виде речных трамваев устарел, говорит и эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев. Крупногабаритные суда не могут решить эту проблему, поскольку с учетом специфики города они не вписываются в повороты и расстояние под рядом мостов.
Однако несмотря на потребность в обновлении малогабаритного гражданского флота и наличие спроса на такие поездки, реализация планов сталкивается с фактором сезонности, который актуален для Петербурга, привлекающего туристов преимущественно в высокий сезон «Белых ночей». Падение потока туристов в определенные периоды года (в рамках периода навигации) частично можно компенсировать сдачей судна в аренду под различные мероприятия, говорят эксперты.
Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов полагает, что с учетом всех факторов прирост спроса будет, хотя его темпы могут быть более сдержанными, положительную роль в этом процессе может сыграть сам факт появления новых судов, который способен привлечь клиентов. Вопрос же состоит в сроках окупаемости проекта, которые в перспективе могут увеличиться, резюмировал он.