Предмет изучения этнографа или антрополога – амулеты, обряды и верования народов и племен. А может ли в XXI веке эксперт консалтинговой компании помочь крупной корпорации меняться и развиваться, изучая «амулеты» и «обряды», «верования» и «заклинания» ее сотрудников? Между тем, такой научный подход обрел неожиданную популярность в последние 2-3 года. Именно корпоративная антропология стала темой второго Медиаклуба RBI с участием топ-менеджеров и собственников бизнеса, консалтинговых компаний и HR-экспертов – Real Business Info club.
В 2023 г. Группа RBI запустила медиапроект Real Business Info club, в фокусе дискуссий которого – не столько сиюминутные рыночные тренды, сколько глобальные вызовы времени, актуальные для разных отраслей экономики, и связанные с ними практические кейсы. Представители разных сфер бизнеса, а также деловых и светских медиа, общаются здесь в равном диалоге, камерно и без пафоса. Тема корпоративной антропологии – по-своему и глобальная (как особый научный подход), и отвечающая вызовам времени «здесь и сейчас».
Мировые потрясения, «сбивка векторов» и привычных систем координат подтолкнули многие бизнесы (в том числе – и крупные корпорации) к необходимости «обнаружить» или переопределить свою идентичность. Такую возможность – присмотреться к живой неформальной культуре внутри компании, к работающим ритуалам и неписаным правилам, прислушаться к языку взаимодействия сотрудников ее разных подразделений дает корпоративная антропология, считает Светлана Баронене, руководитель Школы корпоративного антрополога и партнер компании «Центр развития корпоративной культуры» («Тренинг-Бутик»).
«Язык, который мы используем, проявляет наше мышление и картину мира, «задает» мышление и мировосприятие – эта теория известна в науке как гипотеза Сепира-Уорфа. Корпоративный антрополог, попадая в компанию, слышит и видит очень много «говорящих» знаков. Вправе ли центральный офис ждать «на местах» инициативы, активности и «субъектности», если в его терминологии эти филиалы – «объекты»? Так ли уж демократична компания, если на всех этажах офиса висят фотографии только одного человека – «главного»? Несколько артефактов могут быть ключом, помогающем увидеть в малом – большое, в привычном – странное, и помочь бизнесу «разобраться в себе». Эффект «точки удивления» антрополога перерастает в совместную работу с руководителями по осознанному изменению корпоративных привычек, в ориентации на новые деловые цели компании», – поясняет Светлана Баронене.
«Корпоративный антрополог, действительно, способен научить компании, в том числе топ-менеджмент, новому языку. Часто это просто необходимо, чтобы бизнесу начать менять себя. Устали много лет учиться «давать обратную связь»? А если назовем это «деликатная прямота» – кажется, так уже лучше, да? Топ-менеджер привык говорить за всю компанию – «Мы»? Антрополог просит его говорить «я», добавляем искренности… Новый язык определяет новое мышление, помогает изменить картину мира», – дополняет Наталия Боровикова, директор по развитию BITOBE.
«Экономисты» и «строители», «прагматики» и «эмпатичные»… По опыту RBI, в компании всегда есть множество «племен», каждое со своим «языком», традициями и самоидентификацией. На специальной «антропологической» менеджерской сессии мы увидели, как сообществам внутри компании важно время от времени «обналичивать» свою разность и выкладывать на стол свои напряжения. Это путь к взаимопониманию. И вместе с этим важно регулярно вспоминать о том, что нас всех объединяет, почему мы такие разные вместе. Кстати, к вопросу о языке, мы задумались: а что если вообще убрать из внутренней коммуникации слово «блок» в значении отдельной бизнес-единицы? Кажется, оно создает избыточную «самоидентификацию», – рассказывает Павел Филиппов, вице-президент по корпоративному развитию Группы RBI.
Он подчеркнул, что метод корпоративной антропологии не терпит попытки «подогнать» ответы под заранее желаемые или приемлемые. Погружение во внутреннюю культуру компании, взгляд «внутрь себя», может привести к неожиданным результатам – и к этому надо быть готовым. Так, «обратная связь» одних племен другим внезапно оказывается довольно нелицеприятной… Не поэтому ли системы, особенно жесткие и иерархичные, часто вообще не хотят знать, как они сами устроены изнутри? Им это даже вредно. Ведь тогда придется что-то делать с этим…
«Культура внутри компании есть всегда, даже если ей целенаправленно не заниматься. Некоторые относятся к ней скорее как к погоде – «да, она есть, и она такая, какая есть…» Но сегодня все более распространяется иной подход: корпоративной культурой можно и нужно управлять. Для крупной компании это критично важный вопрос целеполагания и предназначения бизнеса», – говорит Михаил Милинис, генеральный директор компании BITOBE.
Эксперт напомнил о том, в чем заключается и сила, и важный принцип работы корпоративной антропологии. Те «артефакты», язык, принятые внутри компании модели поведения, которые изучает антрополог, – это на самом деле ключ к более «глубинным» пластам: во что люди верят, каким они видят свое предназначение, говорит Михаил Милинис.
«Корпоративная антропология – крайне деликатное зеркало: включенное наблюдение следует принципу невмешательства и исследует «племена» организации как феномены. При этом, чтобы в него смотреться, требуется очевидное мужество и готовность меняться. Сейчас, когда работа с корпоративными ценностями становится почти обязательным HR-минимумом, корпоративная антропология особенно нужна», – резюмировала модератор дискуссии-«полилога» Наталия Белякова, руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях Высшей школы экономики.
Этот подход убедительно демонстрирует разницу между декларативным и реально существующим, уберегая от опасности «построить корпоративную культуру» в турборежиме, подчеркивает она. Корпоративная антропология не только «остужает горячие головы», но и помогает пройти путь эволюционных, органических, плановых изменений культуры организации и составляющих ее сообществ: «Давайте просто поймем, как устроено в организации».