Средняя выплата по ОСАГО в Петербурге в июне выросла на 15%

К этому привели проблемы с логистикой и удорожание запчастей, а также «китаизация» авторынка
Количество заключенных договоров ОСАГО в Петербурге в январе-июне составило 801 000 (при общем количестве зарегистрированных в городе автомобилей около 2 млн единиц) /Freepik

Средняя выплата по ОСАГО в Санкт-Петербурге в июне 2024 г. составила 96 000 руб. Это на 15% больше, чем за аналогичный месяц в 2023 г. Об этом деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА).

При этом размер средней страховой премии (взноса по страховке) в июне, напротив, сократился на 3% до 10 142 руб. Как поясняют опрошенные изданием эксперты, к такому дисбалансу привело продолжающееся удорожание автозапчастей и ремонта, в том числе китайских автомобилей.

Почему не растут премии

По данным РСА, всего в Петербурге за I полугодие этого года было урегулировано 42 200 страховых случаев по ОСАГО, что сопоставимо с уровнем предыдущего года. Но общий объем выплат за год вырос на 10% и составил 3,7 млрд руб.

Количество заключенных договоров ОСАГО в Петербурге в январе-июне составило 801 000 (при общем количестве зарегистрированных в городе автомобилей около 2 млн единиц). Это на 3% больше, чем за аналогичный период 2023 г. На столько же вырос объем собранных за этот период страховых премий – на 3% до 8,3 млрд руб. Размер средней премии по итогу шести месяцев 2024 г. составил 10 326 руб. и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменился.

Президент РСА Евгений Уфимцев поясняет, что сбор премий практически не растет по двум причинам. Во-первых, на рынке ОСАГО сложилась «здоровая» конкуренция, страховые компании считают ОСАГО важным для себя продуктом. «Страховщики «бьются» за клиента. При этом наблюдается снижение стоимости полиса ОСАГО по всей России», – говорит он. В то же время средняя премия в Петербурге традиционно выше, чем в целом по России (10 326 руб. против 7800 руб.), это связано с более дорогим парком автомобилей в городе. Вторая причина отсутствия роста при сборе страховых премий: многие автовладельцы сейчас не стремятся покупать полис ОСАГО, предпочитая платить штрафы. Ранее Совет Федерации одобрил закон об исключении полиса ОСАГО из перечня обязательных документов при госрегистрации транспорта. 

Китайские машины влияют на рост выплат

В свою очередь, на рост выплат по ОСАГО влияет продолжающееся удорожание автозапчастей. Директор по продажам финансовых услуг дивизиона «Автодом Санкт-Петербург» Юлия Карякина говорит, что цены в справочниках запчастей в последней редакции в среднем выросли на 9,8%, но по отдельным маркам временами стоимость отличается в несколько раз.

К росту выплат и удорожанию ремонта привел и существенный рост в российском автопарке китайских машин. Как поясняет Карякина, политика многих китайских концернов (например, Chery Automobile, которая включает Chery, Kaiyi, Jetour, Jaecoo, Omoda, Exeed) – это крупноузловой ремонт. То есть если при ДТП повреждены какие-либо части узла, то они не ремонтируются, а заменяется весь узел целиком. «Как следствие – более крупные убытки для страховых компаний», – говорит Карякина.

Напомним, что автомобили упомянутого китайского концерна – Chery, Exeed, Omoda, Jetour и Jaecoo – на протяжении января-мая 2024 г. входят в топ-10 самых продаваемых машин в Петербурге. Только за май на их долю пришлось 1512 продаж при общем объеме 5744 проданных автомобилей.

Уфимцев тоже считает, что «китаизация» российского авторынка негативно повлияла на автострахование. «Китаизация авторынка – это минус. Западные автопроизводители обеспечивали Россию большим потоком запчастей. Китайцы работают иначе. Они не привозят вместе со своими представительствами запчасти», – говорит он, добавляя, что проблема с запчастями для китайских автомобилей заключается даже не столько в их дороговизне, сколько в трудностях с их доставкой из Китая или других стран, что, в свою очередь, влечет увеличение сроков ремонта.

Директор института Цифровой экономики СПбГЭУ Денис Горулев тоже говорит, что для страховых компаний увеличение сроков ремонта сегодня – ключевая проблема. «Сроки ремонта привели к более массовому переходу на выплату деньгами. Кроме того, возникла проблема с ремонтом автомобилей, которые официально не представлены в России и по ним нет официальных поставок запчастей», — отмечает он.

ОСАГО подтолкнут штрафы

Горулев прогнозирует, что в перспективе рынок ОСАГО ждет планомерный рост тарифов, вне зависимости от увеличивающейся конкуренции. При этом доходность страховщиков по этому виду страхования будет сокращаться. 

Карякина отмечает, что к росту сбора премий может привести и ввод ежедневных штрафов для тех водителей, которые ездят без ОСАГО. Напомним, что водителей без страховки планируется выявлять при помощи дорожных камер фото- и видеофиксации по госномеру автомобиля. Предполагается, что штрафы за отсутствие ОСАГО будут приходить не более одного раза в сутки. Над инициативой сейчас работают МВД, ЦБ и Российский союз автостраховщиков. На сегодняшний день за отсутствие страховки ОСАГО водителю могут назначить штраф в сумме от 500 до 800 руб. По оценке Уфимцева, такую меру могут запустить уже через 3-4 месяца.

«Несмотря на то, что ОСАГО исключили из списка обязательных документов при регистрации авто, штраф за езду без полиса остался в размере 800 рублей. Таким образом, за месяц езды без страховки может накапать штрафов на 25 000 руб. Поэтому в сентябре с нововведениями можно прогнозировать рост страхования по ОСАГО», — резюмировала эксперт.