Терминал для перевалки грузов из Белоруссии построят в Мурманской области в 2028 г.
Ожидается, что мощность терминала составит 25-30 млн т в годКомпания «Морской терминал «Ворота Арктики» планирует к 2028 г. построить на территории нового порта «Лавна» в Мурманской области многофункциональный комплекс для перевалки белорусских грузов мощностью 25-30 млн т в год. Соответствующее соглашение было подписано в понедельник между губернатором области Андреем Чибисом и представителями компании, сообщила пресс-служба регионального правительства.
«О стоимости самого проекта пока рано говорить, но что касается объемов перевалки, то мы планируем предусмотреть проектным решением 25-30 млн т в год. Это будет мультимодальный комплекс, мы рассчитываем на разные грузы, также рассматриваем возможность размещения контейнерного терминала», – сказал гендиректор «Морской терминал «Ворота Арктики» Андрей Бунаков.
Что известно о «Морском терминале «Ворота Арктики»
ООО «Морской терминал «Ворота Арктики» зарегистрировано 1 апреля 2024 г. в Мурманской области с уставным капиталом в 180 млн руб. По данным базы «Контур. Фокус», белорусское ООО «Логистик Энерджи» владеет 99% «МТ «Ворота Арктики», еще 1% – гражданка Белоруссии Нелли Малярова, которой принадлежит 100% «Логистик Энерджи». Генеральным директором терминала стал Андрей Бунаков, также гражданин Белоруссии. Организация занимается транспортной обработкой грузов, ремонтом и техническим обслуживанием судов и лодок, грузовыми перевозками, строительством водных сооружений.
По его словам, первые грузы начнут поступать в порт уже в 2028 г. Объект позволит расширить экспортный потенциал Республики Белоруссия и России и обеспечит выход в Мировой океан по Северному морскому пути. Чибис отметил, что возведение объекта позволит повысить инвестиционную привлекательность Мурманской области и создать новые рабочие места в регионе. Он добавил, что инвестиции в проект будут «очень большими».
Осенью 2022 г. правительства Белоруссии и Мурманской области подписали в Минске соглашение о переориентации части белорусского экспорта на порты Мурманска. Документом предусматривается создание альтернативных маршрутов экспорта товаров из Белоруссии. Летом прошлого года Александр Лукашенко поручил определиться, что конкретно будут строить – терминал, порт или модернизировать какой-либо из существующих.
Как отмечал премьер-министр Белоруссии Роман Головченко на встрече с главой Мурманской области Андреем Чибисом 25 мая прошлого года, Мурманск обладает совокупностью уникальных факторов, среди которых – незамерзающий Кольский залив и свободный выход в два океана. По его словам, торговля через Мурманск освободит Минск от проблем, которые могут возникнуть в Балтийском море на фоне санкционных ограничений. Он также выделял развитую железнодорожную инфраструктуру, что позволит властям республики сконцентрироваться на реализации собственного проекта. Предполагалось, что терминал для перевалки товаров из Белоруссии мощностью 5-7 млн т возведут на западном берегу Кольского залива.
Вместе с Мурманской областью власти Белоруссии также рассматривают возможность построить свой терминал в Ленинградской области. В свою очередь, руководство российского региона ждало ответа по этому поводу в I квартале текущего года. По словам губернатора Александра Дрозденко, союзному государству было предложено три варианта, один из которых – порт Приморска.
В 2022 г. агентство ТАСС писало, что президент России Владимир Путин поддержал стремление Минска присутствовать на Балтике и развивать собственную портовую инфраструктуру в регионе. Эту идею поддержал и Дрозденко, который летом того же года заявил, что Ленобласть готова передать часть портовых мощностей под управление Белоруссии «уже сегодня». По информации «БЕЛТА», он также тогда напомнил, что еще в 2020 г. во время встречи с Лукашенко предложил белорусскому президенту построить терминал для грузов из Белоруссии в порту Усть-Луги. Проект планировалось реализовать за счет частных инвестиций.