Внеплановая замена импорта

Больше всего времени понадобится на импортозамещение ИТ-оборудования, необходимого для цифровизации экономики
Петербург неофициально называется офшорной столицей программирования, и я уверен, что местные ИТ-компании оперативно разработают решения, необходимые для рынка

Петербург и Ленобласть – одни из самых крупных центров, где сосредоточено большое количество промышленных производств. Даже в условиях пандемии компании нашего региона смогли найти свои ниши, как на внутренних, так и на внешних рынках. Однако экономическая война, объявленная России некоторыми западными странами, вновь поставила вопрос об импортозамещении и поиске новых рынков сбыта. Необходимо отметить, что вопрос об импортазмещении на уровне государства поднимался еще с 2014 г. Но, к сожалению, многие проигнорировали этот аспект, и теперь мы наблюдаем довольно неприятный эффект, когда из-за отказа ряда стран поставлять нам те или иные товары и нарушения логистических цепочек мы лишились необходимых для многих отраслей комплектующих.

В первую очередь санкционные ограничения коснулись машиностроения Петербурга, и рынок мгновенно отреагировал на это. К примеру, по данным агентства «Автостат» на основе данных АО «Электронный паспорт» рынок новых автомобилей в мае 2021 г. составлял более 7 800 машин, то в мае этого года – уже 1 800. Также наибольшим рискам сегодня подвержена ИТ-отрасль, поскольку многие зарубежные компании, поставляющие программное обеспечение, уже заявили о приостановке деятельности или уходе с российского рынка. Учитывая то, что Петербург неофициально называется «офшорной столицей программирования», я уверен, что, опираясь на возросший спрос, местные ИТ-компании оперативно разработают решения, необходимые для рынка. Но вопрос с импортозамещением ИТ-оборудования, столь необходимого для цифровизации всех отраслей экономики, займет более длительный период.

Вместе с тем, у нас есть отрасли, которые продемонстрировали высокую устойчивость к кризисным ситуациям как в пандемийный период, так и в период санкционных ограничений. В первую очередь это фармацевтические компании, которые за очень короткий срок сумели адаптироваться к новым условиям еще в 2020 г. Также хорошо показала себя пищевая промышленность, которая на основе наших сельскохозяйственных производителей за последние два года разработала свою линейку продуктов. Сегодня обе отрасли успешно работают и на внутренний, и на внешний рынки.

Конечно, основная задача органов власти сегодня – организовать работу по импортозамещению, особенно в тех отраслях, которые наиболее подвержены рискам. Однако наряду с этим я вижу, что компании Петербурга достаточно быстро адаптируются к новым условиям: формируют новые логистические цепочки, выходят на новые рынки сбыта, находят замену западным поставкам. Думаю, что кооперация бизнеса и власти поможет ускорить процесс импортозамещения там, где это необходимо прежде всего.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.