Туристы возвращаются в Петербург

Военная спецоперация и санкции привели к снижению заполняемости петербургских отелей. Возвращают туристов  школьные каникулы и кешбэк
После 24 февраля клиенты отменяли брони из-за политических и экономических переживаний /PIXABAY

Петербургские отели из-за военной спецоперации на Украине и резкого ослабления курса рубля в начале марта потеряли около половины туристов, сообщил «Ведомостям» вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. Похожая ситуация в городе наблюдалась в марте 2020 г. после начала пандемии. «В прошлом году загрузка в марте была около 45%, сейчас первые три недели были 20-25%. Примерно также было в 2020 г.», — рассказал эксперт.

По словам руководителя отделения «Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья» по Северо-Западу Алены Еновой, после 24 февраля клиенты отменяли брони из-за политических и экономических переживаний. Осложнила ситуацию приостановка работы на территории России сервисов Booking.com и AirBnb. «Из-за того, что обрушилась работа онлайн турагентств, люди не понимают, через что бронировать. Российские агрегаторы сейчас не справляются с наплывом отелей, которые хотят к ним подключиться. Некоторые отели не представлены на многих площадках», — говорит Енова.

Но программа туристического кешбэка и весенние каникулы вновь помогли вернуть туристов в город, говорит Мусакин. Рост спроса на поездки в Петербург после 15 марта зафиксировали сервисы продажи туров и бронирования отелей и билетов. Заместитель генерального директора турагентства «Тари-тур» Оксана Лебедева рассказала, что продажи туров в Петербург на апрель-май выросли ориентировочно на 15-20%. Она тоже связывает это с запуском новой программы туристического кешбэка. По словам директора туроператора «Невские сезоны» Кирилла Соколова, рост продаж туров в Петербург и Ленобласть за первую неделю акции вырос на 114% по сравнению с предыдущей неделей. Из заявок с 15 марта по кешбэку на март-апрель пришлось 35% всех бронирований, на майские праздники — 15%, на июнь — 50%, рассказал он.

Российские сервисы бронирования номеров на фоне ухода с рынка иностранных компаний отметили взрывной рост заказов через сайты. Туту.ру зафиксировал пятикратное увеличение бронирований в марте по сравнению с февралем. На площадке OneTwoTrip в среднем после 24 февраля отели в Санкт-Петербурге заказывали в два раза чаще, чем еженедельно с 31 января по 28 февраля.

«К четвертой неделе марта загрузка может вырасти до 60% по основной массе отелей, кроме пятизвездочных, так как они рассчитывали на иностранцев», — прогнозирует Мусакин. Руководитель отельного сервиса tutu.ru Роман Медведев говорит, что сейчас Петербург занимает первое место по бронированиям отелей как у самостоятельных туристов, так и у корпоративных клиентов. По поисковым запросам город тоже на первой строчке. «Доля бронирований, которые приходится на регион, в марте составляет примерно 22%, на Москву приходится 15%, далее по популярности следуют Сочи, Казань и Краснодар», — рассказал Медведев.

В то же время участники рынка отмечают, что россияне не торопятся планировать поездки более чем на два-три месяца вперед. «Например, среди тех, кто купил билеты в Петербург за последнюю неделю (21-27 марта), примерно 60% запланировали поездку в марте, 30% — в апреле, 6% — в мае», — говорит Медведев.

По оценке руководителя пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елены Шелеховой, для 79% всех заказов сервиса глубина бронирования сейчас не превышает 30 дней. «В соответствии с особенностями поведения путешественников, которые в текущих условиях не стремятся бронировать свои поездки сильно заранее, мы не видим яркого всплеска на проживание на майские праздники. Основная доля клиентов сервиса, которая оформляла заказы на отели в период с 28 февраля по 27 марта, рассматривала поездку в ближайший месяц», — добавляет она.

«Люди находятся в растерянном состоянии, боятся планировать надолго вперед, не очень понимают, какой будет доход на семью. Непонятно, какие цены будут на рынке», — тоже говорит Мусакин. Енова отмечает, что из-за сложностей с бронированием у многих отелей заполняемость на майские праздники пока не превышает 50%.

По оценке Лебедевой, средняя стоимость туров в Петербург и Ленинградскую область пока не изменилась. «Наши туры включают размещение и экскурсионное обслуживание в Санкт-Петербурге. И пока наши поставщики не повышают тарифы, мы сохраняем стоимость», — сказала она.

Мусакин также говорит, что петербургские отели за последний месяц не поднимали цены. Но рентабельность их работы снижается,  продукты дорожают на 10-30%, поэтому отели начнут  пересматривать ценовую политику в начале апреля.