Смольный припарковал кикшеринги

Власти Петербурга подписали соглашения с крупнейшими сервисами по прокату электросамокатов
Власти города согласовали с каждой компанией количество самокатов, которые будут предложены к прокату /PIXABAY

Комитет по транспорту Петербурга в течение марта заключил соглашения об использовании электросамокатов со всеми крупными кикшеринговыми компаниями, работающими в городе. Об этом «Ведомостям» рассказали представители сервисов и пресс-служба комитета. Соглашения подписаны с компаниями Whoosh, Molnia, Urent и BusyFly.

По данным комитета, в июне прошлого года власти впервые пошли на заключение  соглашений с крупными кикшеринговыми компаниями, чтобы отрегулировать в городе эксплуатацию электросамокатов.  Первые соглашения содержали рекомендации по скоростным режимам и территориальным ограничениям, а также правил использования и технического оснащения сервисов. В этом году Смольный дополнил список требований и заключил со всеми компаниями новые соглашения.

Согласно требованиям Смольного, электросамокаты нельзя оставлять ближе чем в 15 м от остановок общественного транспорта и вестибюлей метро, а также на газонах, зеленых насаждениях и в других местах, где может быть создано препятствие для пешеходов и транспорта. Кроме того, определены зоны, где водителям электросамокатов необходимо снизить скорость до 15 км/ч (в остальных местах скорость не должна превышать 20 км/ч). Это места повышенного пешеходного трафика: Площадь Восстания, улицы Пушкинская, Садовая, Гороховая, Пестеля, Итальянская, набережные Канала Грибоедова и реки Мойки. Сниженный скоростной режим должен поддерживаться в парках и скверах, не оборудованных велодорожками.

В этом году также урегулированы зоны, по которым движение на кикшеринговых самокатах полностью запрещено: это Дворцовая, Исаакиевская и Сенатская площади, Невский проспект, Малая Морская и Большая Конюшенная улицы. Новым пунктом соглашения стало согласование с городом количества самокатов, которые будут предложены к прокату.

В пресс-службе Molnia «Ведомостям» рассказали, что разработанные правила обсуждались властями с представителями рынка еще в прошлом году, и компания их уже выполняет. По словам представителя Urent, вводимые ограничения по скорости тоже не стали для компании неожиданностью: в сервисе на протяжении трех лет работы уже действовали скоростные ограничения для самокатов, в том числе в отдельных зонах даже ниже установленного властями требования 15 км/ч.

Представители кикшерингов также согласовали с властями увеличение в этом году парков для проката. В пресс-службе Whoosh сообщили, что с начала года установили в городе 9000 самокатов, из которых 3500 — новые (в 2021 г. парк компании насчитывал 5900 единиц). Urent расширил географию присутствия в Петербурге и в Ленинградской области, общий размер парка в обоих регионах вырос до 9000 (на декабрь 2021 г. у компании насчитывалось около 5000 единиц). Molnia в этом году поставила 3500 самокатов (в прошлом году в парке было 2000 средств).

Сейчас помимо соглашений со Смольным использование сервисов в городе никак не регулируется. Министерство транспорта РФ уже несколько лет разрабатывает законопроект о введении термина СИМ — средства индивидуальной мобильности — в новую редакцию правил дорожного движения (ПДД), но изменения еще не приняты. К СИМ будут относиться средства, имеющие ограничение по скорости до 25 км/ч. «Под все эти параметры наши самокаты попадают и их можно считать безопасным средством передвижения», — рассказали в пресс-службе Molnia.

Чтобы подтвердить приверженность к безопасному вождению еще до вступления в силу новых требований ПДД, крупнейшие кикшеринги уже запустили в городе собственные обучающие курсы или школы. Whoosh в прошлом году открыл школу вождения, которая работает онлайн, а также организует оффлайн-площадки, на которых инструкторы бесплатно обучают пользователей правилам дорожного движения. В Urent в начале весенне-летнего сезона в 25 локациях города – самых популярных местах для аренды самокатов – начнут работать консультанты по безопасности, к середине сезона число точек вырастет до 50, рассказали в компании. «У нас также есть программа по обучению пользователей безопасному вождению самоката, действующая в большинстве городов присутствия сервиса. Кроме того, по всем моделям электросамокатов Urent были проведены экспертные исследования, подтверждающие их безопасность и соответствие требованиям действующего законодательства РФ», — рассказал представитель Urent.

Введенные Смольным ограничения никак не отразятся на популярности кикшеринга в Петербурге, уверен эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев. Эти устройства имеют в городе свою сложившуюся аудиторию, поясняет он. Исполнительный директор бюро транспортного планирования OTS Lab Валентина Соловьева тоже говорит, что спрос на электросамокаты в городе огромный и продолжает расти, сервисы будут только наращивать свои парки.

В то же время эксперты не ждут, что из-за новых ограничений Смольного в этом году количество инцидентов с электросамокатами в Петербурге снизится. По данным научного центра Безопасности дорожного движения МВД РФ за девять месяцев прошлого года (более поздние данные недоступны) Петербург стал вторым после Москвы по количеству ДТП с участием электросамокатов: за это время в городе произошло 75 инцидентов, в одном из них погиб человек.

«Несмотря на все попытки узаконить и упорядочить этот вид транспорта со стороны властей, мер пока недостаточно. Электросамокат также опасен, как велосипед или мотороллер. Я не считаю, что инцидентов с электросамокатами может в этом году стать меньше, так как сознательность граждан не повысилась», — говорит Бурцев.

Соловьева уверена, что обезопасить как горожан, так и самих водителей электросамокатов можно только улучшая городскую инфраструктуру: увеличить количество оборудованных спусков с тротуаров, выделить специальные места для парковок электросамокатов, чтобы они не перегораживали дороги и тротуары. Необходимо оборудовать специальной разметкой велодорожки на перекрестках, чтобы водители машин понимали, что перед ними может появиться человек на электросамокате. Бурцев также отметил, что в городе недостаточно велодорожек, по которым в том числе можно было бы безопасно ездить на электросамокатах.