Российская легкая промышленность нуждается в эффективной системе поддержки и развитии. По мнению экспертов рынка, для решения этой задачи нужен комплексный подход и сотрудничество бизнеса, власти, общества. Региональная кооперация, основанная на оперативном обмене опытом и бесшовном внедрении успешных практик – один из механизмов реализации данной стратегии.
28 ноября, в день открытия в Петербурге 27-го Международного форума- выставки «Российский промышленник», на площадке мероприятия состоялся круглый стол «Коммерциализация локальных брендов на основе региональной кооперации» .
Его организаторами выступили Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» (Центр «Мой бизнес»).
Повестка стратегической сессии собрала представителей бизнеса легкой промышленности и профильных органов власти из Республик Коми и Карелия, Рязанской области, а также ближнего зарубежья. По приглашению профильного комитета Санкт-Петербурга с ответным визитом в Северную столицу прибыла делегация из Ташкента, в состав которой вошли специалисты департамента промышленности и экспорта.
Тон дискуссии задала модератор Татьяна Баранова, исполнительный директор Санкт- Петербургского Отделения Общероссийской Общественной Организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». В рамках стратегической сессии она предложила вместе обсудить механизмы взаимодействия бизнеса с государством, улучшения кооперационных связей, развития и популяризации лёгкой промышленности.
Участников дискуссии поприветствовала Ольга Горышина, заместитель председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт- Петербурга. В своем вступительном слове она рассказала о поддержке креативного кластера Санкт-Петербурга.
«Фонд микрокредитования предоставляет льготный займ в размере 5 млн рублей под 1 %, на открытие магазинов. Со следующего года запустим новую меру поддержки – софинансирование затрат на отшив дизайнерских коллекций на предприятиях легкой промышленности города», – отметила она.
С 2022 года местных дизайнеров поддерживает проект «Петербургский дизайн». Как отметила Ольга Горышина, его реализация в городе показывает хорошие результаты и губернатором Санкт-Петербурга принято решение о его продолжении в 2024 году.
Валерий Береснев, директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге сообщил, что проект «Петербургский дизайн» дал новый вектор развитию локальных брендов города и петербургская практика отмечена на уровне Министерства экономического развития России как успешная и предложена к масштабированию на платформе по обмену успешными кейсами Агентства стратегических инициатив «Смартека».
«Себя мы позиционируем себя как своего рода инкубатор для развития и становления бренда и предпринимателя. Очень многие из наших резидентов не имеют опыта офлайн продаж. Наш проект дает возможность выйти на открытие собственных торговых точек, встать в мультибрендовые магазины на льготных условиях и принять участие в различных бизнес-интенсивах. Сегодня в проект вовлечены порядка 300 дизайнеров – как в статусе малых компаний, так и самозанятых», – поделился спикер.
Республика Коми тоже ориентирована на системный подход в поддержке легкой промышленности. В этому году местным производителям выделено из региональной казны 45 млн рублей на сырье, оборудование и различные компенсации. Об этом на площадке рассказал Евгений Пономаренко, заместитель председателя Правительства Республики Коми, министр экономического развития, промышленности и транспорта. В структуре легкой промышленности региона 23 крупных предприятия и 92 субъекта малого и среднего предпринимательства.
«Для региона, где 726 тысяч население – это много. Почему мы в нынешних реалиях никогда не будем конкурентны в отношении Санкт-Петербурга?» - обратился региональный министр с вопросом к участникам дискуссии, и сам на него ответил -
«Содержание одного работника, к примеру, на предприятии по производству текстиля Сыктывкара, обходится в 38 тысяч рублей. Мы границу переступаем, в Кировской области сразу 26 тысяч. Вот как нам в этом смысле конкурировать со всеми, кто не относится к арктической зоне?».
Участники дискуссии не обошли вниманием и другую проблему, остро стоящую перед отраслью – дефицит кадров. По мнению Светланы Мельниченко, президента Ассоциации «Палата Текстиля и Моды», решение лежит на поверхности.
«В Петербурге 18 учебных заведений готовят кадры для легкой промышленности. Ежегодно в вузы принимается около 2 тысяч студентов. Мы можем их сразу ввести в производство. Давайте сделаем дуальное образование. Все эти студенты придут на предприятия и будут три дня на них работать, а два дня учиться. Так решила вопрос с кадрами Германия. Такой опыт ввели в Узбекистане, и он показал хороший результат», – подчеркнула глава отраслевой ассоциации.
Развитию торгово-экономической кооперации в сфере легпрома между регионами России и Узбекистаном на стратегической сессии уделили отдельное внимание. Сырье из этой среднеазиатской республики используют на производствах от Иванова до Сыктывкара. Благодаря отраслевой встрече у производственников из Санкт-Петербурга, Коми, Карелии и Рязанской области появилась возможность наладить взаимодействие с профильным департаментом Ташкента на поставки сырья, тканей и фурнитуры. В столице Узбекистана более 300 экспортеров открыты к сотрудничеству с Россией.