Бизнес-портрет: в России вдвое увеличилось число новых предпринимателей за 20 лет

28 мая 2024
По данным Мониторинга предпринимательской активности, подготовленного Высшей школой менеджмента СПбГУ, в 2023 году бизнесмены более высоко оценивают возможности для открытия бизнеса в регионах по сравнению с прошлым годом: 38,4% согласились с тем, что в их регионе в ближайшие 6 месяцев будут благоприятные условия для начала бизнеса.
Высшая школа менеджмента СПбГУ проводит мониторинг предпринимательской активности с 2006 года по методологии GEM. Отчеты GEM являются основным источником информации для проведения сравнительных исследований об уровнях предпринимательской активности как на этапе создания, так и на этапе развития предпринимательской фирмы.
Как отмечает автор исследования, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ  Ольга Верховская, это рекордный показатель за последние 10 лет: с 2012 по 2018 гг. индекс оценки условий как благоприятных для предпринимательского старта составлял 21,1%, в 2019 подобрался к отметке 30%, в 2020 впервые превысил эту отметку и оставался практически неизменным три года, а в 2023 году прибавил еще 5%.
Вывод исследователей ВШМ СПбГУ: несмотря на ковидные ограничения и режим санкций, условия внешней среды все больше рассматриваются предпринимательским сообществом как перспективные для организации бизнеса. Высокая оценка благоприятных условий в последние два года может быть связана с несколькими ключевыми факторами:
1.      рост возможностей для предпринимателей в меняющихся условиях рынка,
2.      появление новых продуктовых ниш на фоне ухода ряда иностранных компаний из России,
3.      выстраивание новых цепей поставок.
Доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская поделилась информацией о трендах предпринимательства в России.
26 мая в России отмечается день предпринимателя. Сколько людей относят себя к предпринимателям в России и каков портрет российского предпринимателя?
Согласно результатам мониторинга предпринимательской активности в России в 2023 году 17,6% взрослого трудоспособного населения относят себя к предпринимательскому сообществу.
Часть из них (5,9%) владеет бизнесом, который пережил многие «младенческие болезни» и существует на рынке более 3,5 лет. 4,4% владеют и управляют новым бизнесом, а 7,3% делают первые шаги на пути создания своего дела. Все эти значения являются рекордными для России за время исследования предпринимательской активности, которое проводится с 2006 года.
В сравнении с началом 2000‑х годов, когда только каждый 20‑й гражданин России был вовлечен в создание нового бизнеса, в последние годы уже более чем каждый 10‑й житель России может быть отнесен к начинающим предпринимателям.
Изменилось ли отношение к предпринимательству в современном российском обществе и внутри самого бизнес-сообщества? По каким критериям вы отслеживаете эти изменения?
Наибольший разрыв наблюдается в оценке предпринимательских способностей.
Если среди предпринимателей около 90% считают, что у них есть достаточно знаний для предпринимательского старта и ведения бизнеса, то среди непредпринимателей таких только 36%.  И хотя значение этого показателя выросло по сравнению с прошлыми годами, по-прежнему разрыв между предпринимательским и непредпринимательским сообществом очень значительный.
Отличия проявляются и в оценках страха провала. Предприниматели реже заявляют о том, что боязнь быть неуспешными будет мешать им открыть новый бизнес. Среди владельцев нового бизнеса 24,1% заявили об этом. Среди непредпринимателей 47% опрошенных заявили, что боязнь быть неуспешными остановит их от открытия собственного бизнеса, даже если они видят привлекательную возможность для предпринимательского старта.
Существует разрыв и в оценке того, насколько благоприятными являются условия для ведения бизнеса в регионе проживания. Среди непредпринимателей только 35% респондентов видят возможности для предпринимательского старта. Наибольший оптимизм продемонстрировали владельцы новых фирм: 66,2% респондентов посчитали условия для создания и ведения бизнеса в регионе их проживания благоприятными. В то же время владельцы зрелого бизнеса при ответе на этот вопрос были значительно пессимистичнее: лишь 43,2% предпринимателей согласились с тем, что условия в регионе подходят для стартапа.
В оценке общественного отношения к предпринимательству мы видим более единодушную позицию всех опрошенных. Начинающие предприниматели продемонстрировали наибольший оптимизм в оценке привлекательности карьеры предпринимателя и того, насколько высокое положение занимают те, кто создал успешный бизнес. Наименьший оптимизм (как и в вопросах предпринимательской самооценки) — владельцы устоявшегося бизнеса.
То есть можно говорить о том, что привлекательность карьеры снижается по мере того, как предприниматели сталкиваются с трудностями этапов роста и выживания бизнеса. В целом 66% респондентов, согласны с тем, что карьера предпринимателя является хорошим выбором, и воспринимают статус предпринимателя в обществе как высокий.
Кто он, современный российский предприниматель?
Для российского предпринимательства в целом характерно преобладание мужчин-предпринимателей на протяжении всех лет исследования (c 2006 года). В 2019 году в гендерной структуре впервые наблюдалось изменение в сторону преобладания женщин-предпринимателей (54,4%), но затем распределение вернулось к привычной картине.
Мужчины активны в создании и владении новым бизнесом: 13,8% мужчин и 9,7% женщин являются ранними предпринимателями. Женщины при этом осторожны в создании бизнеса, но в 2023 г. демонстрируют большую готовность к сохранению устоявшегося бизнеса.
Средний возраст российского раннего предпринимателя — 36 лет. Владельцы зрелого бизнеса несколько старше, их средний возраст составляет 45 лет.
Наибольшую активность в создании бизнеса демонстрировали участники исследования в возрасте от 25 до 34 лет. В последние годы увеличение ранней предпринимательской активности обеспечивается за счет наиболее молодых возрастных групп, представители которых чаще стали рассматривают предпринимательство в качестве основного способа адаптации к сложным экономическим условиям и получения заработка.
Наиболее высокие уровни предпринимательской активности, как среди начинающих, так и опытных предпринимателей, зафиксированы у респондентов с высшим образованием. Данные исследования показывают, что уровень образования позитивно влияет на выживаемость бизнеса. В целом, все группы предпринимателей чаще оценивают свое материальное положение как хорошее либо очень хорошим, по сравнению с остальной выборкой исследования.
 
 
Оригинал пресс-релиза

Другие пресс-релизы

Все пресс-релизы компании